о заявлении комиссии сейма Латвии по признанию России спонсором терроризма
«Похоже, ситуация классическая: громче всех «Держи вора!» кричит тот, кто сам и украл. Совершив на Украине госпереворот, вооружив Киев и создав там по факту террористическое государство, Запад пытается словесными манипуляциями переложить вину со своей больной головы на нашу здоровую. Но поскольку Запад неоднороден (там есть ведущие и ведомые), то исполнителями сомнительных инициатив обычно выступают страны-шестёрки — те, кто идёт в фарватере гегемона. Меняющие раз в столетие хозяина, они рады услужить новому боссу».
Комиссия сейма Латвии по иностранным делам 2 августа приняла заявление, в котором признала Россию государством, поддерживающим терроризм. Естественно, из-за Украины. Несмотря на серьёзность темы, депутаты даже не стали встречаться лично, а приняли решение дистанционно. Созвонились по телефону? Полюбовались друг на друга в Skype? Легковесный формат заседания безошибочно указывает, что в головах латвийских политиков этот вопрос давно решённый. Нечего и обсуждать. Теперь комиссия направит своё заявление на рассмотрение на ближайшую сессию сейма. А пока рекомендовала ЕС ограничить выдачу въездных виз для граждан РФ.
Анонсируя заседание комиссии, её глава Рихардс Колс назвал спецоперацию Москвы «варварской войной». В этой формулировке, думаю, и кроется ответ на вопрос о причине использования в отношении России столь брутальных, но явно не соответствующих реальности терминов. Это попытка усилить цивилизационный разлом, определить нас в «варвары» (хотя «Аль-Каиду»* Москва, как некоторые, не выращивала, а с ИГИЛ** боролась). Притом что в колени русским пленным стреляли вэсэушники, да и смертоносными минами «Лепесток» жилые кварталы Донецка, где гуляют дети, сейчас засеивают тоже они.
Похоже, ситуация классическая: громче всех «Держи вора!» кричит тот, кто сам и украл. Совершив на Украине госпереворот, вооружив Киев и создав там по факту террористическое государство (запретив, кстати, все левые партии), Запад пытается словесными манипуляциями переложить вину со своей больной головы на нашу здоровую. Но поскольку Запад неоднороден (там есть ведущие и ведомые), то исполнителями сомнительных инициатив обычно выступают страны-шестёрки — те, кто идёт в фарватере гегемона. Меняющие раз в столетие хозяина, они рады услужить новому боссу. Поэтому и Латвия. Кстати, самой первой Россию упрекнула в терроризме... правильно, Литва.
А вот тон задаёт как раз гегемон. Именно в США объясняют этим рыбам-прилипалам, куда надо двигаться и почему. Дают установки, пишут темники. В случае с якобы терроризмом России такой инстанцией выступил сенат. Причём аргументация американских законодателей выдаёт их с головой. Признать нас государством — спонсором терроризма следует, считают они, из-за действий России (внимание!) в Чечне, Грузии, Сирии и на Украине. То есть в случаях, когда речь идёт о восстановлении Москвой территориальной целостности страны, ответе на агрессивную войну, операции по приглашению законного правительства и защите соотечественников от геноцида. Нормально?
Упомянутые сенаторами четыре случая активных действий России настолько бесспорны, их цели настолько благородны и законны и до такой степени отличаются от совершенно безбашенных, противоречащих международному праву военных интервенций американцев, что даже Госдепартамент США воспринял требование сенаторов как неадекватное (знает кошка, чьё мясо съела). Там резонно сослались на требование закона: мол, есть специальные критерии, мы изучим вопрос, и тогда...
В отличие от законодателей-политиканов, Белый дом несёт конкретную ответственность за страну и потому предпочитает не обострять на ровном месте.
Если Госдеп не признает Россию спонсором терроризма, это может сделать своим решением конгресс, пригрозила спикер палаты представителей конгресса Нэнси Пелоси. Уже само участие в авантюре этой престарелой дамы, пытающейся прямо сейчас разжечь войну между США и Китаем, в полной мере характеризует идею. Судя по её настойчивости, однажды резолюция американских законодателей может быть принята. И тогда политики Латвии окажутся в рядах апостолов русофобии, чего они и добиваются. Ведь торговля русофобией — основной бизнес некоторых постсоветских республик и стран бывшего Варшавского пакта. Будь то Украина, Польша или Прибалтика.
Но в случае Латвии решение о российском «терроризме» имеет ещё и внутреннюю причину. И как знать: возможно, она для рижских политиков не менее важна, чем указания из-за океана. Речь идёт о явном намерении окончательно подавить или даже вытеснить из страны русскую диаспору, воспользовавшись спецоперацией на Украине как предлогом. Демонизировав Россию, припечатав её страной-террористом, можно предъявить всем русскоязычным гражданам (а также негражданам — как известно, в Латвии по-прежнему апартеид и часть русских поражены в правах) требование так или иначе откреститься от большой Родины. Иначе репрессии.
Собственно, репрессии уже начались. Против русских политических активистов, журналистов и блогеров открыли десятки уголовных дел. Кто-то из обвиняемых на свободе, а кто-то уже в тюрьме. Например, правозащитник и журналист Владимир Линдерман. Это он был организатором в 2012 году референдума о признании русского языка вторым государственным. Этот референдум стал тогда точкой сборки, консолидации русских, что вызвало ярость латышских националистов во власти. Сейчас Ильич, как называют Линдермана товарищи, содержится в Рижском централе по обвинению в поддержке спецоперации. «Я остаюсь с Россией», — прямо заявил он.
Линдермана обвиняют по ст. 74 Уголовного закона Латвии. После 24 февраля Служба госбезопасности возбудила более 20 процессов по этой статье. Она карает за оправдание, прославление, отрицание геноцида, преступлений против человечности, преступлений против мира и военных преступлений. Вот только никаких правовых оснований для подобного преследования нет, поскольку СВО на Украине ни одна национальная или глобальная инстанция не признавала ни геноцидом, ни преступлением против человечности, ни военным преступлением. А раз так, то всех обвиняемых по этой статье следует выпустить из тюрьмы и оправдать.
Латвийские власти это ясно понимают. Суды в этой стране ещё сохранили остатки независимости, и поэтому другие известные обвиняемые по 74-й статье, отсидев какое-то время, начали выходить на свободу. В частности, блогер Кирилл Фёдоров. Если дело так пойдёт дальше, то от обвинений в адрес русских активистов не останется камня на камне, а сам факт их оправдания станет своего рода юридической оценкой российской спецоперации. Глядишь, ещё и движение в защиту прав русских в ответ на давление обретёт вторую жизнь. Для того чтобы этого не случилось, Латвия и торопится обвинить Москву в терроризме. Возня политических лилипутов.
* «Аль-Каида» — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 14.02.2003.
** «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.