Войти в почту

ЕС переходит на совместные закупки вооружений: казалось бы, при чем тут энергокризис?

19 июля Еврокомиссия выступила с предложением запустить первую в истории Евросоюза программу широкомасштабных совместных закупок странами сообщества оружия, военной техники и снаряжения на €500 млн. Одной из основных причин этого решения названа необходимость восполнения запасов оружия и боеприпасов, опустошенных массовыми поставками оружия на Украину.

ЕС переходит на совместные закупки вооружений: казалось бы, при чем тут энергокризис?
© ТАСС

Это решение принято в разгар энергетического кризиса, когда страны ЕС столкнулись с нехваткой энергоресурсов и вынуждены переходить в режим жесткой экономии, а цены на газ находятся на очередных годовых максимумах.

Есть ли связь между этими событиями? По оценкам ЕК, суммарные военные расходы стран ЕС на закупки новых видов вооружения могут вырасти на €200 млрд уже в ближайшие годы. Сейчас стоит интересный вопрос, кто же будет распоряжаться этими деньгами?

Военная программа ЕС

Как заявил еврокомиссар по вопросам внутреннего рынка Тьерри Бретон, программа совместных закупок оружия рассчитана на два года и будет финансировать на уровне €500 млн из бюджета ЕС. "Еврокомиссия предлагает выделить €500 млн из бюджета ЕС на 2023–2024 годы на финансирование совместных закупок оружия странами ЕС, — заявил он. — В том числе это позволит компенсировать вооружения, выделяемые Украине".

"Этот инструмент направлен на компенсацию запасов вооружений по ключевым, наиболее важным направлениям, которые ранее определил Совет ЕС, — сообщил еврокомиссар. — Он будет стимулировать страны ЕС совместно приобретать вооружения в духе солидарности и предоставит доступ всем странам-членам к крайне необходимым системам вооружений".

По его словам, страны ЕС смогут на добровольной основе заключать контракты на совместные закупки вооружений, в частности артиллерийских боеприпасов. Совместные закупки будут координироваться специальной рабочей группой при Еврокомиссии.

Переводя это на простой человеческий язык: цель состоит в том, чтобы при централизованных закупках страны не дублировали друг друга и не конкурировали, а получали оптимальные вооружения по наиболее выгодным ценам и на основании долгосрочных планов. С помощью первых совместных закупок Брюссель также стремится поддерживать и поощрять европейскую оборонную промышленность на рынке, на котором в значительной степени доминируют США и который сильно зависит от их вооружения.

Брюссель хочет, чтобы первые совместные закупки стали нормой, а не исключением. В среднесрочной перспективе ЕК считает, что механизм также поможет укрепить системы противовоздушной и противоракетной обороны.

Программа еще не принята, ее должны теперь утвердить государства Евросоюза в Совете ЕС, в частности определившись с разграничением полномочий национальных правительств и Брюсселя.

Оборонный союз

Более широкий контекст возникновения этой программы обрисовал глава внешнеполитической службы сообщества Жозеп Боррель 18 мая, представляя в Брюсселе "стратегические уязвимости" ЕС в оборонном плане.

"В краткосрочной перспективе ЕС должен расширить свои военные инвестиции, чтобы компенсировать запасы вооружений, переданных Украине, мы передали множество военных возможностей, и они должны быть заменены", — заявил он.

По его словам, важность восстановления оборонных возможностей стран ЕС подтвердил конфликт на Украине. "Это первый конфликт такой интенсивности в Европе со Второй мировой войны. В нем уже погибли тысячи солдат, с обеих сторон участвуют сотни тысяч бойцов и сотни танков. Это требует от нас действий", — сказал Боррель.

В опубликованном Еврокомиссией документе первоочередными задачами ЕС для обеспечения своей обороноспособности станут "избавление от советских вооружений, восполнение запасов оружия и боеприпасов, значительное усиление противоракетных и противовоздушных систем". В перспективе этот план предполагает закупки танков, артиллерии, бронемашин, самолетов, вертолетов и беспилотников, систем киберобороны. В долгосрочной перспективе данный план включает совместную разработку новых перспективных европейских видов вооружений нового поколения, в первую очередь танков и самолетов.

"Мы не хотим идти к гонке вооружений и не стремимся толкать мир к третьей мировой войне. Но мы должны обеспечить совместные закупки вооружений, чтобы компенсировать недостатки европейской обороны и массированного разоружения стран ЕС в предыдущие годы", — подчеркнул Боррель. Он отметил, что в период с 1999 по 2014 год страны ЕС провели "массированное и несинхронизированное разоружение".

Как сообщила в свою очередь замглавы Еврокомиссии Маргрете Вестагер, в период с 1999 по 2021 год "страны ЕС увеличили свои оборонные расходы на 20%, тогда как США за тот же период — на 66%, Россия — на 292%". Вестагер не уточнила, что, по оценкам НАТО, оборонные расходы США в 2021 году составляли $778 млрд, суммарные военные расходы стран ЕС — порядка $190 млрд, военный бюджет России — $61 млрд.

Немного о деньгах

По оценкам Еврокомиссии, в ближайшие годы страны ЕС должны потратить на оружие дополнительные 200 млрд евро.

Здесь нет никакой нестыковки. Предложенная Еврокомиссией двухлетняя программа совместных закупок на €500 млн — это не более чем пилотный проект. Если хотите, маркетинговый ход, где собственно расходы стран ЕС будут снижены из-за вливания денег из бюджета Евросоюза. 500 млн бюджетных денег — это лишь самое ядро программы, вокруг которого должны, по замыслу Брюсселя, нарасти миллиарды евро, в которых будут исчисляться национальные оборонные расходы стран ЕС.

Еврокомиссия продумывает и другие "морковки", чтобы стимулировать участие стран сообщества в совместных закупках вооружений.

По словам главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, ЕК осенью предложит регламент, который полностью освободит совместные военные закупки от НДС. "Это укрепит нашу независимость и устойчивость. И в то же время это укрепит НАТО", — добавила она.

На благо НАТО

И вот тут прозвучало ключевое слово — НАТО. У ЕС нет общих военных структур, чтобы применять все это новое вооружение. Но они Евросоюзу и не нужны, ведь большинство стран сообщества являются членами Североатлантического альянса, а чиновники обеих организаций нередко и без проблем меняют работу между двумя брюссельскими штаб-квартирами, что нисколько не вредит их карьерам. Вплоть до кресел в высших кабинетах.

Достаточно вспомнить испанца Хавьера Солану, который был генсеком НАТО в 1995–1999 годах (в том числе в период бомбардировок Югославии), а затем в 1999 году пересел в кресло верховного представителя ЕС по внешней политике и безопасности (тогда должность главного европейского дипломата называлась так), и далее он занимал этот пост в течение десяти лет.

Главным бенефициаром европейской программы закупки вооружений выступает НАТО, которая фактически получит контроль над новыми военными системами.

Свободная касса

Однако кто будет принимать эти новые совместные военные заказы?

Тут все еще интереснее. Оборонная промышленность стран ЕС — это один из самых защищенных и сегментированных секторов индустрии. Контроль над ВПК никогда не подлежал трансферту от национальных правительств на наднациональный уровень в Брюссель. Соответственно, и контроль над оборонными заказами всегда оставался в руках стран — членов ЕС.

Из этого есть три следствия. Во-первых, сохранение жесткой конкуренции европейских производителей между собой и с США. Во-вторых, значительная фрагментация вооружений и военной техники стран ЕС.

Как ранее пояснял Боррель, фрагментация вооруженных сил государств ЕС и европейской оборонной промышленности является крупнейшей проблемой. "В США есть один вид основного боевого танка. В ЕС их 12, и эта фрагментация прослеживается повсюду", — сказал он. Конечно, фрагментация вооружений частично нивелируется едиными натовскими стандартами боеприпасов, но обслуживание и снабжение каждого вида военной техники остается процессом уникальным. Эта фрагментация появляется в связи с тем, что армия любой из стран ЕС, которая имеет собственную военную промышленность, распределяет заказы приоритетно на своих предприятиях.

В-третьих, способность европейской промышленности к выполнению малых адаптивных внутренних или экспортных заказов и отсутствие у нее значительных мощностей для реализации крупных программ вооружения. С другой стороны, многие малые страны ЕС оказываются неспособны приобретать отдельные виды военной техники и вооружений, поскольку это становится непосильным бременем для их военных бюджетов, что значительно сокращает возможности стран ЕС, например в сфере стратегической военно-транспортной авиации.

Победить одним ударом

Совместные закупки оружия помогут "вскрыть и препарировать" всю систему европейского ВПК.

Они практически гарантированно сломают систему национального распределения военных заказов. Если система будет принята, в этом процессе начнут играть значительную роль наднациональные структуры Еврокомиссии.

Они неизбежно приведут к отмиранию каких-то видов европейских производств и техники под предлогом стандартизации вооружений. Заказы станут более крупными, и только крупные компании смогут их выполнять, и это даже хорошо для оборонных ведомств ЕС, поскольку повысит унификацию, а значит, логистическую совместимость вооружений. В этот новый рынок впишутся не все производства.

Особенно учитывая, что энергокризис грозит больно ударить именно по оборонному сектору. Конечно, совместные закупки оружия могут дать предприятиям заказы, столь необходимые для выживания промышленности в условиях энергокризиса и высоких цен на энергоресурсы. Вопрос в том, кто именно сможет этими заказами воспользоваться.

И однозначным бенефициаром этого процесса выступит американский ВПК. Для него крупные совместные заказы стран ЕС станут исключительно лакомым кусочком, дотянуться до которого раньше было сложно.