Диалог (не)возможен: в каком состоянии находятся отношения России и США
Взаимоотношения между Россией и США находятся в кризисе, сопоставимом с периодом холодной войны. В недавнем интервью американский посол Джон Салливан назвал причину, при которой Штаты закроют свое посольство в Москве. Подобный шаг, по его словам, может трактоваться как разрыв дипломатических отношений. Возможно ли полное прекращение диалога между двумя сверхдержавами? «Вечерняя Москва» попыталась найти ответ на этот вопрос.
Разорвут ли отношения Россия и США?
Опрошенные «ВМ» политологи сошлись во мнении, что полный разрыв отношений между Россией и США маловероятен. При этом даже обоюдное закрытие посольств в Москве и Вашингтоне не будет означать, что линии связи полностью оборваны.
— Надо понимать, что разрыв дипотношений между ядерными державами с самыми сильнейшими армиями мира приведет к дальнейшему нарастанию международной нестабильности, а угроза большого конфликта от этого только возрастет. Думаю, что в обеих странах это понимают и не пойдут на такой шаг, — отметил в беседе с «ВМ» политолог-американист Малек Дудаков.
В свою очередь генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов полагает, что страны так или иначе будут продолжать вести диалог, поскольку имеют общие интересы:
— Как бы ни развивалось российско-американское взаимодействие по региональным вопросам, обе стороны заинтересованы в сохранении контроля над стратегическим вооружением, то есть в том, чтобы выполнялся двусторонний договор СНВ-3 (о взаимном сокращении развернутых ядерных боезарядов — прим. «ВМ»). Вопросы стратегической стабильности как ничто другое объединяют две страны.
Политолог Людмила Кравченко обращает внимание, что в истории не так уж много примеров разрыва дипотношений. По ее словам, в основном это происходит в случае прямого военного конфликта между странами. Вооруженное противостояние России и США имеет почти нулевую вероятность.
«Чужими руками»: политолог оценил вероятность войны между Россией и НАТО
Как в холодную войну?
Нынешние отношения между странами часто сравнивают с тем, что было в эпоху холодной войны. По мнению Кравченко, какие-то исторические аналогии проводить уместно, однако фундамент конфронтации совершенно иной:
— В эпоху холодной войны США воспринимали СССР как равного по весу противника. Противостояние с нынешней Россией для них не более чем противостояние с Ираном и другими странами, вес которых в мировой экономике не так уж значителен. К тому же тогда шла борьба двух идеологий. Сейчас идеологического противостояния нет, есть борьба за национальные интересы.
Кортунов полагает, что нынешняя ситуация во взаимоотношениях России и США «и лучше, и хуже, чем в годы холодной войны». Лучше потому, что нет не только идеологического противостояния, но и «жестко организованных военно-политических блоков», возглавляемых Москвой и Вашингтоном.
— Хуже потому, что тогда были более четко прочерчены красные линии, — объясняет Кортунов. — Обе стороны понимали, что они могут себе позволить, а чего лучше не делать, чтобы не идти на риски неприемлемой эскалации. Было уважение, даже доверие. А вот сейчас красные линии не прочерчены, страны пытаются определить их на ощупь.
По мнению Дудакова, российско-американские отношения находятся в серьезнейшем кризисе сопоставимом с худшими днями периода холодной войны.
— Я бы сказал, что отношения между РФ и США в самой низкой точке со времен Карибского кризиса и, возможно, даже ниже. В ближайшей перспективе очевидно, что отношения между РФ и США восстановлены не будут. Этого никто в здравом уме не ждет, — заключил он.