Войти в почту

Родина или свобода: Порошенко предстоит непростой выбор

Пока российская армия целенаправленно и методично ведет спецоперацию на востоке Украины, политики в Киеве продолжают привычные игры — борясь за власть и собственное благополучие. Очередной эпизод этого бесконечного сериала был разыгран в последние дни мая, когда экс-президент Петр Порошенко, проходящий по делу о финансировании терроризма и государственной измене, дважды безуспешно пытался выехать за пределы Украины. С третьей попытки ему это удалось, но бывшему главе государства пришлось лично обратиться к нынешнему президенту Владимиру Зеленскому.

Родина или свобода: Порошенко предстоит непростой выбор
© ТАСС

Теперь эксперты гадают, какой выбор дальше сделает Порошенко: вернуться на родину, где его может ждать тюрьма, или предпочтет свободу, но за пределами Украины.

Командировка или бегство?

Бывший президент, ныне возглавляющий партию "Европейская солидарность" и являющийся депутатом Верховной рады, сперва попытался выехать в Вильнюс на ежегодное заседание Парламентской ассамблеи НАТО. При себе он имел подписанное спикером парламента распоряжение о командировке, но пограничники отказали ему в выезде, сославшись на то, что QR-код в документе не читается. Несколько часов спустя после неудачной первой попытки Порошенко предпринял вторую, но и она оказалась безрезультатной.

Перед третьей попыткой экс-президент посредством соцсетей обратился к своему преемнику, уведомив того, что намерен отправиться в Роттердам на конгресс и саммит Европейской народной партии и имеет "соответствующее официальное приглашение", а также "оформленную командировку, подписанную главой Верховной рады". По словам Порошенко, в ходе поездки он намеревался обсудить такие вопросы, как скорейшее предоставление Украине статуса кандидата на членство в ЕС, оказание финансовой поддержки и одобрение "Плана Маршалла 2.0" для восстановления страны. "При такой ясности в целях и месседжах в чьих интересах останавливать меня на границе?" — воззвал Порошенко к Зеленскому.

Помогло ли это обращение или сработали иные пружины, но с третьего раза Петру Порошенко все же удалось выехать за пределы Украины. Его сторонники поспешили заявить о большой победе над "правовым беспределом", чинимым властью. Оппоненты же заговорили о банальном бегстве, попытке скрыться от уголовного преследования, грозящего реальным тюремным сроком.

Цена вопроса — 15 лет с конфискацией

Вообще-то отправить Порошенко на скамью подсудимых Зеленский грозил еще во время предвыборной кампании, однако, став президентом, он как-то не слишком спешил исполнять эту угрозу (как, впрочем, и другие громкие обещания, которые давал перед выборами). Время от времени украинские СМИ сообщали, что в отношении экс-президента возбуждено то или иное уголовное дело, но продолжения обычно не следовало.

Лишь в конце прошлого года Порошенко привлекли в качестве обвиняемого по делу, возбужденному ранее против оппозиционного политика и предпринимателя Виктора Медведчука. Речь в деле идет о поставках угля на Украину из Донецкой и Луганской народных республик в 2014–2015 годах; позднее добавился эпизод о выводе из госсобственности украинской части нефтепродуктопровода "Самара — Западное направление", по которому шли поставки дизельного топлива из России и Белоруссии на Украину и в Европу. А поскольку ДНР и ЛНР были официально объявлены Киевом "террористическими организациями" (а Россия — "агрессором"), то и статьи, по которым возбуждено дело, звучат весьма грозно: "Финансирование терроризма", "Государственная измена" и "Создание террористической организации". Предусмотренное ими наказание — до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Правда, в отношении Порошенко Печерский районный суд Киева в январе этого года избрал самую мягкую меру пресечения — личное обязательство являться по вызовам в суд и в правоохранительные органы. Медведчуку повезло меньше: его отправили под круглосуточный домашний арест и арестовали все активы, а вскоре после начала российской спецоперации он был задержан и отправлен в следственный изолятор.

На минувшей неделе Медведчук, как сообщила Служба безопасности Украины, дал показания против Порошенко. Согласно им, группа высших должностных лиц и лично Порошенко организовали схему закупок угля в ДНР и ЛНР за наличный расчет. К разработке и реализации схемы были причастны экс-глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева, бывший советник президента по экономическим вопросам Макар Пасенюк, бывший первый зампредседателя фракции "Блок Петра Порошенко" в предыдущем составе украинского парламента Игорь Кононенко, экс-министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин и бывший глава МВД Арсен Аваков.

Как сообщается, Медведчук также сказал, что в 2016 году тогдашний президент обратился к нему с просьбой о покупке предприятия "Прикарпатзападтранс", владевшего трубопроводом, по которому шли поставки дизельного топлива. По словам Медведчука, Порошенко потратил на покупку предприятия $23 млн, а получил доход в размере $41–42 млн в течение года.

Знакомый украинский журналист, пристально следящий за уголовным преследованием Порошенко, в разговоре со мной признал, что в принципе в таких показаниях Медведчука нет чего-то такого, о чем ранее не писали бы СМИ. Но одно дело — публикации в прессе, и совсем другое — процессуально закрепленные показания, поэтому, как справедливо заметил коллега, у Порошенко были все основания для того, чтобы занервничать и попытаться спешно выехать за пределы Украины, тем более что организовать формальный повод не так уж и сложно.

Решат внешние игроки

Эксперты допускают различные варианты дальнейшего развития события. Тот же мой украинский коллега, например, считает, что поездку в Роттердам Порошенко попытается использовать в основном для того, чтобы попросить давних европейских партнеров воздействовать на Зеленского, дабы тот дал гарантии, что ни с самим Порошенко, ни с его бизнесом, ни с его партией ничего страшного не случится. Если такие гарантии будут предоставлены, он вернется на Украину. В противном же случае предпочтет ностальгию под звуки знаменитого полонеза "Прощание с родиной" перспективе реально оказаться за решеткой, да еще и лишившись при этом всего нажитого непосильным трудом.

Существует и мнение, что нынешняя киевская власть может сама под тем или иным формальным поводом воспрепятствовать возвращению Порошенко на Украину, как ранее она препятствовала его выезду из страны. Для такого мнения есть свои резоны. Дело в том, что это только на зарубежных подмостках ставший президентом шоумен Зеленский блистает в роли стойкого и непримиримого борца против "русской угрозы", тогда как на самой Украине его позиции вовсе не столь прочны, как ему хотелось бы. Практически с самого момента избрания его рейтинги сперва понемногу, а потом все быстрее и быстрее катились вниз. Спецоперация РФ несколько помогла Зеленскому упрочить позиции лидера, вызвав у части населения подъем патриотизма, однако по мере продвижения российских войск боевой дух украинцев, а с ним и рейтинги украинского президента вновь пошли на спад. Как ни старайся, как ни промывай населению мозги, а невозможно выдать за победу бесконечную череду поражений. Недовольство Зеленским растет не только среди простых граждан, но и, что гораздо опаснее, среди военных, причем как кадровых, так и ополченцев. В этой ситуации неизбежно оживились разнообразные политические оппоненты нынешнего президента, среди которых Порошенко — одна из самых заметных фигур. И, возможно, уж если не получается эту фигуру отправить за решетку, то лучше держать ее подальше от Украины.

Как по мне, то все эти политические игрища не имеют реального значения, потому что дальнейшая судьба не только бывшего, но и нынешнего украинского президента, да и самой Украины будет определяться вовсе не в Киеве — все решат внешние игроки, прежде всего Россия. Именно ход российской спецоперации определит все последующие события. Сказать свое слово предстоит и коллективному Западу, который вовсе не так един, как могло бы показаться. Да, в Вашингтоне, Брюсселе и ряде европейских столиц вроде бы продолжают раздаваться призывы во что бы то ни стало нанести России военное поражение, заставить ее платить и каяться. Но одновременно начинают звучать и другие голоса.

Например, председатель Комитета начальников штабов Вооруженных сил США генерал Марк Милли сказал накануне в интервью телеканалу Fox News, что "развязка [ситуации] посредством переговоров была бы логичным выбором". А патриарх американской политики Генри Киссинджер на Всемирном экономическом форуме в Давосе и вовсе заявил, что Украине следует пойти не только на переговоры, но и, возможно, на некоторые территориальные уступки. В Киеве его, конечно, за это страшно раскритиковали, даже занесли в базу данных скандального ресурса "Миротворец", но суть дела от этого не меняется: Запад начинает все активнее подталкивать Украину к переговорам с Россией. Если Зеленский правильно воспримет этот сигнал, то у него есть шанс провести такие переговоры самому. В противном случае на его месте может оказаться как раз Порошенко. Или вообще кто-то третий.