НАТО поставило финнов и шведов на счётчик – у них месяц на ответ Турции

Финляндия и Швеция вряд ли смогут стать кандидатами на вступление в альянс на предстоящем саммите НАТО, если не выполнят требования Турции, заявил генсек НАТО Йенс Столтенберг.

НАТО поставило финнов и шведов на счётчик – у них месяц на ответ Турции
© Свободная пресса

«Никто так не пострадал от терактов, как Турция. Турция — важный союзник, и когда союзник поднимает проблему, ее нужно решать. Так делалось всегда», — приводит его слова агентство Anadolu.

В частности, напомнил генсек НАТО, Северной Македонии из-за вето Греции потребовалось более десяти лет, чтобы вступить в альянс, но в итоге проблема «была решена». По словам Столтенберга, Швеция и Финляндия в качестве приглашенных стран смогут принять участие в саммите альянса в Мадриде, который состоится 28-30 июня. Однако им будет «трудно» закрепиться в качестве стран-кандидатов, если они не ответят на требования Турции до 28 июня.

«Моя цель состоит в том, чтобы это был быстрый процесс, и я думаю, у нас все еще есть на это время», — добавил Столтенберг.

Напомним, Анкара выдвинула Стокгольму и Хельсинки условия для одобрения их заявки на вступление в альянс: снять антитурецкие санкции, наложенные ЕС в ответ на действия Турции в Сирии, объявить у себя террористической организацией Курдскую рабочую партию и выдать более 30 человек, подозреваемых в терроризме. В Швеции и Финляндии ответили отказом. Состоявшиеся в последствии переговоры турецкой и финско-шведской делегаций, по сути, не дали результатов, стороны остались при своем мнении.

Ранее на Западе высказывались мнения о необходимости давить на Турцию, вплоть до угрозы исключить ее из НАТО, однако, судя по заявлениям Столтенберга, США все же отказались от попыток сломать сопротивление Эрдогана и согласились на его условия. Или это позиция одного Столтенберга? На чьей он вообще стороне? Кого поддерживает?

— Столтенберг никого не поддерживает. Он поддерживает организацию, главой которой является, а также устав этой организации и её нормативные правила, — считает доцент Финансового университета при правительстве России Геворг Мирзаян.

— Если у страны-члена организации есть вопросы к потенциальному кандидату, то эти проблемы должны быть решены. В ином случае правила запрещают превращение потенциального кандидата в реального члена.

«СП»: — На Западе в итоге приняли решение давить на Финляндию и Швецию? От попыток продавить Турцию решили отказаться?

— Если будут кого-то продавливать, то именно Швецию и Финляндию. Просто потому, что продавить Турцию на порядок сложнее. Эрдоган не является тем политиком, который склонен отступать перед публичным давлением. Если бы все эти вещи решались бы в закулисном варианте, то Эрдоган может быть и отступил. Сейчас же отступление для него будет означать потерю лица.

«СП»: — Теперь от финнов и шведов требуется выполнение всех требований Анкары в полном объеме, включая запрет РПК и выдачу курдов? Или турки в итоге смягчили требования?

— Всё это является предметом переговоров. Санкции по оружию скорее всего снимут, а по курдам могут возникнуть вопросы. Не исключено, что шведы и финны пойдут на частичные уступки по этому пункту. Турция, в свою очередь, снимет те требования, которые могут повлечь за собой серьёзные внутриполитические беспорядки в северо-европейских странах.

«СП»: — Пойдут ли финны и шведы на это? Ведь это будет колоссальный репутационный ущерб? Или проще отказаться от НАТО? Если бы они согласились, какими были бы последствия для них? Что бы сказали избиратели?

— Отказаться от НАТО они уже не могут. Все мосты сожжены, все заявления сделаны, и как раз отказ от НАТО будет серьёзнейшим имиджевым ударом по шведскому и финскому руководству. Поэтому они сейчас будут пытаться договориться не об отмене требований Эрдогана, об их смягчении. Максимальном смягчении. Своего рода принципе меньшего зла.

«СП»: — А как насчет остальных требований Турции, в частности к США: снять санкции и вернуть в программу производства F-35?

— Оружейные требования Турции выполнит на порядок легче. Это вопросы военно-технического сотрудничества, и единственным препятствием здесь будет интересы частных корпораций, из которых состоит американский ВПК. Но думаю, что здесь найдут компромисс.

«СП»: — По словам Столтенберга, Швеция и Финляндия вряд ли смогут стать кандидатами на вступление в альянс на предстоящем в июне саммите НАТО. А после? На какой вообще срок может растянуться эта ситуация? И есть ли сторонам, куда спешить?

—Время здесь играет на стороне Эрдогана. Швеция и Финляндия спешат вступить в НАТО. Во-первых, потому, что после шока от 24 февраля простые жители этих стран могут снова прийти в разум, и трезво осознать, что НАТО им не нужно. Во-вторых, нужно именно быстрое вступление. Просто потому, что вступление рассматривается как большая победа. А победа нужна здесь и сейчас. В-третьих, вступление должно быть без больших скандалов и затяжек, иначе это удар по реноме НАТО.

— Вот эти отсылки к 10-летнему ожиданию Македонией членства в НАТО — они из прошлой жизни, — уверен член политсовета партии «Другая Россия Э.В. Лимонова»* Андрей Милюк.

— В новой реальности скандинавы вступят в альянс до конца следующего года, либо не вступят уже никогда.

Пока Россия занята денацификацией Украины, она может лишь грозить будущим членам НАТО, но угрозы серьезные. Финляндия лишится доступа к российской части Сайменского канала, а значит ее внутренние водные пути окажутся изолированы от Финского залива. Также заявлено, что России важно сохранить демилитаризованный статус Аландских островов. В случае размещения военной базы НАТО на островах, Россия окажется запертой в Финском заливе.

Пока что идея скорой Российско-финской войны слегка отдает безумием, но предпосылки для ее начала уже сформированы. Именно поэтому торопится Столтенберг: втянуть Финляндию и Швецию в военный блок, пока все силы России отвлечены на украинском направлении. Военный разгром ВСУ, раздел Украины с Венгрией и Польшей, возможные конфликты с Молдавией и Румынией — у альянса еще есть некоторое время в запасе.

Ради того чтобы успеть в срок, можно поступиться и курдами. Коллективный Запад всегда считал их лишь инструментом давления на Турцию. Напуганные новой «красной угрозой», финские и шведские избиратели в массе своей просто не заметят сдачу РПК. Да и кто будет оглядываться на этих избирателей. Чем ближе к новой холодной войне, тем меньше будут соблюдаться даже формальные процедуры демократии.

На границе нового железного занавеса между Европой и Азией не должно быть сомневающихся стран и многовекторных правителей. Именно поэтому у Швеции и Финляндии нет никаких шансов остаться в нейтралитете. Эрдоган еще может отпетлять, но не ради дружбы с Россией, а ради альтернативного проекта антироссийского альянса с Турцией во главе.

Торг НАТО с Эрдоганом приведет к какому-то многоступенчатому формату сделки. Если турки и не откажутся от части своих условий, то им придется сделать какие-то встречные жесты. Например, занять более принципиальную позицию по нашей стране.

Не стоит забывать, что Турция — лишь первая, кто выступил против приема новых членов в Альянс. Никаких гарантий, что нет других желающих высказать свои возражения, как только удастся уговорить Турцию.

* Организация не зарегистрирована Минюстом России.