Что показали президентские выборы во Франции
В Париже на площади Республики сотни разгневанных манифестантов строили импровизированные баррикады, поджигали мусорные баки. Они выкрикивали лозунги против победителя выборов: "Макрон, убирайся!", "Народ расправился с Людовиком XVI, Макрон, мы можем это повторить". В Ренне на западе Франции демонстранты также воздвигали баррикады и устраивали стычки с полицией, скандируя "Ни Макрона, ни Ле Пен". В Страсбурге сотни горожан, среди которых были профсоюзники, представители левых партий и "желтые жилеты" прошли по улицам, неся транспарант "Мы заслуживаем лучшего".
Под утро министерство внутренних дел Франции опубликовало полные итоги президентских выборов. За Эмманюэля Макрона проголосовало 58, 54 процента избирателей, за Марин Ле Пен - 41,46 процентов. Явка была одной из самых низких за всю историю Пятой республики. Она составила около 72 процентов, а это значит, что 13 с половиной миллионов граждан, имеющих право голоса, проигнорировали избирательные участки. О том, что люди теряют интерес к нынешним политическим элитам, свидетельствует и то, что свыше двух миллионов французов в знак протеста опустили в урны пустые бюллетени.
Хотя Марин Ле Пен, не удалось взять верх над Макроном и на этот раз, она серьезно укрепила свои позиции. Если пять лет назад за нее проголосовали десять с половиной миллионов сограждан, то сейчас их было почти на три миллиона больше, что позволило заявить об "одержанной оглушительной победе".
"Французы продемонстрировали желание противостоять власти Эмманюэля Макрона. Мы начинаем большую битву за парламентские выборы", - подчеркнула, выступив перед своими единомышленниками, Марин Ле Пен.
В сходном ключе выступил и лидер левой партии "Неподчинившаяся Франция" Жан-Люк Меланшон, которого в первом туре поддержали без малого восемь миллионов французов. Он также решил даль бой нынешнему президенту и его партии "Республика на марше" на предстоящих в июне выборах в Национальное собрание. Он назвал их "третьим туром", в ходе которого намеревается сплотить вокруг себя все левые силы и добиться большинства в парламенте. В этом случае, подчеркнул Меланшон, появится возможность навязать Елисейскому дворцу политику, "отвечающую коренным интересам" народа. Такой настрой созвучен настроениям многих французов. Так, опрос компании Opinion way показал, что две трети граждан не хотят, чтобы сторонники Макрона обладали большинством парламенте, которое позволяло бы принимать угодные ему декреты.
О том, с какими проблемами Макрону предстоит столкнуться в ближайшие недели, месяцы "Российской газете" рассказал директор Парижской высшей школы социальных наук Жак Сапир.
Станет ли предстоящие пять лет продолжением либерально-реформаторского курса, который он проводил с переменным успехом до этого или возможны коррективы?
Жак Сапир: Думаю, что он начнет воплощать то, что записал в программе "Франция - 2030", где одним из главных пунктов является перезапуск национальной промышленности и в первую очередь атомной энергетики. Речь идет о модернизации существующих АЭС, о строительстве новых шести станций и проектировании еще восьми. Это, я бы сказал, приоритет второго мандата Эмманюэля Макрона. Тем более, это направление приобретает особую важность в связи с энергетическим кризисом в Европе, да и во всем мире, как следствие антироссийских санкций ЕС и США, вызванных ситуацией на Украине. Каким образом ему удастся это сделать, большой вопрос. Ведь объявленное финансирование проектов явно недостаточно. Так что надо будет изыскивать дополнительные средства, а это дело отнюдь непростое. Ведь до сих пор неясно, как будут развиваться другие отрасли экономики. Это, во-первых. Во-вторых, Макрон не раз говорил о том, что надо "по-новому управлять" страной. Что имел в виду, непонятно. Есть предположение, что в перспективе, может допустить создание коалиции разных политических сил, а не только полагаться на свою партию "Республика на марше". Удастся ли, если учесть, что его заносчивость и высокомерие, что всем бросились в глаза во время дебатов с Марин Ле Пен, скорее всего, не понравятся потенциальным союзникам. Так что все пока выглядит весьма туманно. К тому же неизвестно, сможет ли Макрон сохранить большинство в парламенте.
Тем не менее, Макрон уже дал понять, что сменит премьер-министра, а вместо него правительство возглавит политик с ярко выраженной экологической ориентацией.
Жак Сапир: В любом случае это, скорее всего, произойдет в июне после парламентских выборов . Известно, что идут переговоры с лидером "зеленых" Янником Жадо, хотя, скажу откровенно, он, может, подходит на роль руководителя экологического ведомства, но никак уж не главы кабинета министров. Напомню, что Жан Кастекс был назначен премьером в 2020 году со вполне определенной целью - вывести страну из ковидной пандемии. А так как сейчас у нас считается, что санитарный кризис в целом позади, отменены практически все ограничения, то теперь можно набрать новую команду.
Какие задачи стоят перед Макроном в социальной сфере, учитывая, что ему так и не удалось провести пенсионную реформу?
Жак Сапир: Думаю, что она все-таки будет реализована в урезанном формате. Скорее всего, возраст выхода не пенсию станет не 65 лет, на чем ранее настаивал Макрон, а на год меньше - 64. Но и эта уступка вызовет сопротивление профсоюзов, которые настаивают на сохранении прежнего лимита в 62 года. Ну и, конечно, уже в начале второго мандата перед постояльцем Елисейского дворца встанет огромная проблема - это тающая покупательная способность французов. Правительство идет по пути единовременных дотаций, разного рода выплат, но это не выход из положения, ибо цены на горючее, продовольствие будут только расти, что уже происходит несколько месяцев подряд, а инфляция зашкаливает за 5,5 процента. Ясно, что такое положение спровоцирует социальные выступления, и осень будет горячей.
Макрон видит себя в качестве лидера Евросоюза, у которого, как в прошлом, так и сейчас на фоне ситуации вокруг Украины, множество противоречий. Найдет ли он в канцлере Шольце партнера, если не уровня Меркель, то где-то приближающегося к нему?
Жак Сапир: Большие проблемы между двумя "локомотивами ЕС" особенно в энергетической области. В Берлине подсчитали и пришли к неутешительному выводу, что в ближайшей перспективе Германия не сможет обойтись без российских нефти и газа. Так что никакой блокировки, о чем говорят в Париже, она не допустит. В противном случае до 40 процентов немецкой промышленности встанет, и последствия будут поистине катастрофическими. Как для ФРГ, так и для всех стран по ее периметру, ибо по принципу домино приведет к краху предприятий во Франции, Нидерландах, Италии и многих других странах. Так что я думаю, Макрону придется уступить Берлину, признать, что эмбарго энергоносителей из России не стоит, по крайней мере, сегодня на повестке дня ЕС. Но мне видится еще одна проблема. Макрон выступает за независимую политику, Евросоюза, в том числе оборонную, но ряд стран, такие как Польша, Словакия, Чехия, прибалтийская "тройка" настаивают на большей близости с НАТО. Они полагают, что стратегические задачи надо решать в рамкам Североатлантического альянса. С другой стороны, есть государства, а это, к примеру, Венгрия, Австрия, может быть, даже Италия, которые считают, что ЕС зашел слишком далеко в поддержке Киева, и такой курс может привести к непосредственному вовлечению в военный конфликт. Мол, готовы принимать беженцев, но дальше идти не стоит. Так что никакого единства среди стран Евросоюза нет, а то, что мы имеем, это группировки с разными подходами к самой, пожалуй, горячей теме на Старом континенте. Не так давно некоторые политики во всеуслышание заявляли о том, что Украина "сплотит Европу", но на деле оказывается, что наоборот еще больше ее разделяет.
Ну а как будут строиться отношения с Москвой? Такого похолодания никогда еще не было. Санкции, конфискация российской собственности, блокировка счетов, высылка дипломатов….
Жак Сапир: Все будет зависеть от ситуации на Украине, исхода военной операции. Если она завершится в ближайшей перспективе, и будет найдено решение конфликта, то какая-то часть санкций, думаю, будет снята. Сколько времени займет процесс восстановления отношений и в каком объеме, трудно сказать. Но это произойдет. В этом я абсолютно уверен. Надеюсь, Эмманюэль Макрон примет в этом процессе активное участие.