Войти в почту

Украина: «Грузинский легион» возвращается домой в гробах

Самолетом из Варшавы в Тбилиси доставлены тела двух грузинских наемников, принимавших участие в боевых действиях на Украине на стороне Киева. Как сообщает грузинский телеканал «Мтавари архи», встречать гробы с телами 49-летнего Давида Менабдишвили и 21-летнего Николоза Шанавы в тбилисский аэропорт пришли члены их семей, близкие, а также представители оппозиционных сил. Оба боевика были убиты в ходе боя в Харьковской области неподалеку от Изюма и состояли в нацбате «Карпатская сечь».

Украина: «Грузинский легион» возвращается домой в гробах
© Свободная пресса

Ранее стало известно, что свою смерть на Украине нашли еще четыре гражданина Грузии, также пополнившие в разное время ряды различных провластных боевых формирований — Давид Гобеджишвили, Гия Бериашвили, Давид Ратиани и Бахва Чикобава. Причем труп убитого в боях за Мариуполь Чикобавы пока не был доставлен на родину.

Стоит отметить, что ранее грузинские власти заявили, что не готовы к антироссийским санкциям и организованной отправке наемников, чем вызвали гневную реакцию со стороны руководства Украины. В то же время высокопоставленные чиновники заявляли, что государство не запрещает своим гражданам отправляться в «незалэжную» в индивидуальном порядке при наличии такого желания.

Начало же деятельности наемников из этого закавказского государства на Украине было положено в 2014 году, когда родившийся в семье офицера Советской армии бывший советник министра обороны республики Мамука Мамулашвили создал «Грузинский легион». Это подразделение устраивало диверсии в ДНР и ЛНР, занималось разбоем, участвовало в рейдерских захватах. В 2019 году после одного из конфликтов чиновников и бизнесменов с привлечением грузинских легионеров на Мамулашвили была совершена попытка покушения. Позднее он жаловался, что украинские силовики не желают по-настоящему расследовать обстоятельства этого происшествия.

Нелишним будет напомнить, что с началом российской военной операции члены легиона отметились в издевательствах над российскими пленными, чем поразили даже иностранных журналистов. По этому поводу Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело. Недавно СМИ сообщили, что осуществлявший общее руководство грузинскими наемниками на Украине бывший министр обороны Ираклий Окруашвили решил вернуться на родину. Соответствующее фото с КПП на польско-украинской границе он выложил в соцсетях, снабдив его подписью с обещанием, что «скоро вернутся и другие грузины».

Впрочем, президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров с осторожностью относится к утверждениям, что бывший глава грузинского минобороны имел непосредственное отношение к наемникам:

- Все-таки это не совсем его уровень — был министром, а потом вдруг перешел в ряды наемников. Высказанные в прессе предположения относительно его роли и деятельности на Украине все-таки не выглядят очень уж убедительно.

«СП»: - А можно ли говорить о наличии некой идейной составляющей в мотивации грузинских наемников, в отличие от боевиков из других стран? Скажем, попытка своего рода взять реванш за пятидневную войну 2008 года?

- Не думаю. У наемников, среди которых есть представители частных военных компаний (которые, напомню, в России не признаны законодательно), мотивация есть только одна — деньги. Они, кроме как убивать, участвовать в боевых действиях, ничего другого попросту не умеют. Поэтому не стоит думать, что побудительные мотивы тех же грузин отличаются от тех, что двигают поляками, англичанами, американцами или кем-то еще. Ни о каких идеях там речи нет и ни о какой мести за ту войну тоже. Кроме денег нет там никаких побуждений.

«СП»:- Как вы думаете, заработок наемников из Грузии как-то отличается от доходов англосаксов или поляков?

- Общее руководство, координацию этой публикой осуществляют украинские кураторы из США. И они решают вопрос денежных выплат, который в каждом конкретном случае зависят от наличия военной специальности, подготовки, профессионального уровня и других качеств, необходимых в боевых условиях. И там нет других критериев — только степень его полезности и никак иначе. Географическая привязка тоже не имеет большого значения.

«СП»: - Наше министерство обороны уже предупредило о незавидной участи боевиков, окруженных в Мариуполе. Среди них есть иностранцы, включая, видимо, грузин. Их будут уничтожать?

- Вообще, для представителей политического руководства США, Великобритании, Франции, Польши, Испании, и других, чьи граждане там находятся, наилучшим вариантом будет их уничтожение. Потому что, если они будут взяты в плен, то потом их предъявят общественности. И тогда мир узнает немало интересного о том, кто эти люди, как они попали на Украину, об их высокопоставленных кураторах и многие другие подробности. Это политически крайне невыгодно лидерам этих стран.

Тому же Макрону, у которого на носу второй тур выборов, а французы вдруг узнают о соотечественниках, сражающихся непонятно за какие интересы на украинской территории. Поэтому западные лидеры и говорят Зеленскому, что взятые в кольцо в Мариуполе должны сопротивляться до последнего. Поэтому они и ездят к нему в Киев, чтобы тот не вздумал дать им команду прекратить сопротивление.

Военный эксперт Алексей Леонков замечает, что в отношении иностранных наемников у военных есть тоже свои особые правила:

- Обычно в плен этих лиц, по негласному правилу, стараются не брать — на них не распространяются различные юридические положения, касающиеся обращения с военнопленными. Они не являются комбатантами, а движимы исключительно меркантильными соображениями. В случае с представителями Грузии могу напомнить, что они не просто издевались над нашими пленными ребятами, но еще и снимали это на видео и выкладывали в интернет.

Не думаю, что после таких проявлений жестокости кто-то горит желанием сохранять им жизнь. Что касается наемников из Соединенных Штатов, Великобритании, Канады и других стран, попавших в плен, то будет устанавливаться их причастность к военным преступлениям, убийствам мирных жителей и другим вещам. О том, что им угрожает, наше министерство обороны уже заявило — самое лучшее — это большие сроки заключения.