Грузины не желают умирать за Украину

Несмотря на ситуацию на Украине, Грузия не собирается открывать «второй фронт» против России, заявил грузинский премьер-министр Ираклий Гарибашвили.

Грузины не желают умирать за Украину
© Свободная пресса

«На Украине происходит несчастье, трагедия, но мы должны сохранить мир, стабильность и способствовать развитию страны. Никакого «второго фронта» не будет в Грузии. Мы этого не допустим и продолжим защищать наших граждан и государство», — сказал Гарибашвили на заседании правительства во вторник.

Таким образом он прокомментировал появившиеся в интернете слухи о возможности открытия Грузией «второго фронта» в Абхазии или Южной Осетии. Слухи, надо заметить, совершенно беспочвенные. Очевидно, они поползли после заявления секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексея Данилова, который отметил, что Киеву очень бы помогло открытие других фронтов против России.

Стоит отметить, что ни в правящей Грузии партии «Грузинская мечта», ни в оппозиции идею Данилова не поддержали.

В Грузии испугались повторения сценария 2008-го года, только уже со взятием Тбилиси?

— Дело не в испуге, а в логике, — считает доцент финансового университета при правительстве России Геворг Мирзаян.

— Да, спецоперация России на Украине показала, что Москва теперь будет гораздо жёстче реагировать на провокации со стороны своих соседей. Но в то же время Грузия понимает, что она сейчас слишком сильно зависит от России. И в экономическом плане, и отчасти даже в политическом. Ссориться с Россией Грузии сейчас совсем не с руки — вот она и не ссорится. Так что разговоры о том, что Грузии испугалась, являются нескольким упрощением

«СП»: — А может, Грузия отчасти мстит Украине за Саакашвили и поддержку оппозиции? У нее много поводов быть недовольной…

— Отчасти да, мстит. Между Украиной и Грузией в последнее время было слишком много конфликтов. Связанных как с отдельными личностями, так и с разностью стратегических подходов. В отличие от Украины, Грузия не превратилась в АнтиРоссию. У Грузии была своя идентичность, и ей не нужно было придумывать искусственный конструкт, созданный на противостоянии соседу.

«СП»: — А силенок у нее хватило бы на «второй фронт»? Армии Абхазии и Южной Осетии сегодня посильнее, чем 15 лет назад, да и российские контингенты там…

— Нет, силёнок не хватило бы. Но речь-то и не идет о каких-то силовых действиях. Речь идёт об отвлечении внимания, об усилении давления.

«СП»: — А как бы Россия отреагировала?

— Я не знаю, как бы отреагировала Россия. Наверняка в Генштабе есть план на эту тему.

«СП»: — Означает ли этот окончательный отказ Тбилиси помогать Киеву? Антироссийский консенсус треснул? ГУАМ уже не возродится?

— Антироссийский консенсус треснул уже давно. Просто не было случая эту трещину продемонстрировать. Но повторение консенсуса возможно в том случае, если Россия не выиграет спецоперацию на Украине. Тогда на нас накинутся все и со всех сторон.

— Грузинское общество устало от милитаристской риторики и конфликтов с соседями, — считает главный редактор информационного агентства «Кавказский рубеж» Алексей Албу.

— Нет, грузинских мужчин нельзя назвать трусами. Дело совершенно не в испуге, а в том, что большинство общества не разделяет позицию, направленную на обострение конфликта с Россией. Тех, кто придерживаются противоположных позиций и хочет посражаться с Россией, меньшинство, и все они практически полным составом уехали на Украину.

Там грузинские добровольцы уже успели проявить себя «во всей красе», участвуя в пытках и убийствах военнопленных и прочих зверствах. Мы регулярно получаем некрологи о нейтрализации того или иного грузинского наёмника, что только подтверждает тезис о том, что кто хотел — тот уехал.

Однако подавляющее большинство грузинского народа устало от постоянной идеологической накачки, устало быть разменной монетой в борьбе между США и Россией. Люди прекрасно понимают, что американские власти манипулируют общественным мнением через хорошо отлаженную сеть НКО, поэтому, позиция грузинских властей оказалась вполне здравой.

— Грузинское общество оказалось более зрелым и политически ответственным, чем украинское. Вся украинская идеологическая конструкция строилась на продаже условному Западу антироссийских действий, будь то голосование в ООН, или же создание террористической ультра-правой сети на территории России. В Грузии, при Саакашвили, официальная политика была точно такой же: власть имущие зарабатывали на этой схеме, а страдали простые люди. Украинская власть видела в этой позиции некое родство и теперь, с ужасом и огорчением воспринимает позицию грузинских властей.

«СП»: — Сообщается, что ни правящая партия, ни оппозиция идею не подержали. То есть антироссийский консенсус в Грузии все же ограничен какими-то рамками.

— Антироссийский консенсус поддерживается лишь извне, с помощью больших денежных вливаний. Русофобом в Грузии до сегодняшнего дня было не просто модно, но и прибыльно. «Кавказский рубеж не раз писал о том, какие суммы вливаются различными фондами в формирование так называемого «гражданского общества» в Грузии. Поверьте, это очень большие суммы. Однако, с этого «источника» зачерпнуть удаётся не всем, и граждане Грузии всё чаще стели понимать, что их руками другие страны попросту решают свои проблемы.

«СП»: — При этом, с одной стороны, в Грузии везде украинские флаги, а россиян при заселении в гостиницу заставляют подписать бумагу, что они осуждают СВО, в некоторых заведениях отказываются обслуживать. А с другой, Грузия не поддержала санкции, даже несмотря на намерение Южной Осетии провести референдум. Грузия всем же может считаться нейтральной страной или враждебной?

— Грузия, безусловно, может считаться нам дружественной страной, однако, внутри этой дружественной страны существуют вполне вражеские силы. Не просто недружественные, а именно вражеские. Наша задача выяснить, что они из себя представляют, понять, кто за ними стоит. И всегда адекватно и соразмерно реагировать на их деятельность.

Мы видим, что мир стоит на пороге больших перемен. Естественно, если антироссийские силы перестанут получать поддержку, то они ослабнут. Мы должны понять, что, если идеи русофобии не подпитываются извне, их поддержка в обществе сводится до минимума.

«СП»: — По-вашему, отношение Грузии к России не поменяется в обозримом будущем? А если придут к власти сторонники Саакашвили? Или хуже уже некуда?

— Оно уже начало меняться. Сегодняшняя позиция грузинских властей очень прагматичная. В высших эшелонах власти бытует достаточно интересное мнение, которое можно описать следующим образом: «Штаты наживались на всех войнах прошлого столетия, продолжают это делать и сегодня. Так почему мы не можем получить свой гешефт от конфликта США и России?»

Хочу отметить, что эта позиция хоть и не является пророссийской, однако, она точно является прогрузинской: отказ от силовых действий будет иметь вполне конкретные экономические выгоды. Уже сегодня ряд грузинских компаний получили выход на рынки ЕАЭС. Грузия может стать посредником для обхода экономических санкций. Такая позиция, безусловно, окажет положительное влияние на экономику страны и оздоровит сложное социальное положение грузинского общества. Почему бы вместо того чтобы враждовать, не зарабатывать вместе?