30 лет в единении постсоветского пространства. Часть 4

Межпарламентская ассамблея стран — участниц Содружества Независимых Государств отмечает юбилей. Основная идея созданной 30 лет назад структуры — разработка модельных законов — рамочных документов с основными понятиями и принципами. Мы выбрали 30 из более чем 600 принятых за прошедшие годы документов, которые легли в основу суверенного законодательства бывших союзных республик, сохранив, таким образом, единство взглядов на многие вопросы.

30 лет в единении постсоветского пространства. Часть 4
© Парламентская газета

1995 год. Вооруженные конфликты

Первые годы существования постсоветского пространства не были мирными. Только к 1994 году удалось погасить развернувшуюся активную фазу боевых действий между азербайджанскими и армянскими вооруженными формированиями за контроль над Нагорным Карабахом. При содействии МПА СНГ, подключившейся сразу после своего основания к процессу мирного урегулирования конфликта, к 5 мая 1994 года удалось подписать Бишкекский протокол о прекращении огня. «Соглашение о бессрочном прекращении огня» вступило в силу 12 мая. Но до окончательного разрешения затяжного исторического противостояния еще было далеко. С обеих сторон оставались военнопленные и заложники. И на их освобождение потребовался еще год.

7 мая 1995 года миротворческая группа МПА по урегулированию карабахского конфликта, которую возглавил председатель Комитета Совета Федерации РФ по делам СНГ Вадим Густов, посетила Ереван, Степанакерт и Баку. Велись переговоры с президентами Армении и Азербайджана, а также руководством Нагорного Карабаха по обращению Бориса Ельцина и председателя Совета МПА Владимира Шумейко об обмене военнопленными и заложниками. И они дали свои результаты — на 10 августа 1995 года было освобождено 95 человек. Окончательный обмен «всех на всех» был завершен в 1997 году.

В эти же дни, 13 мая 1995 года, МПА СНГ приняла рекомендательный законодательный акт «О защите гражданских лиц и прав военнопленных», в интересах мирных жителей и военнопленных в ходе вооруженных конфликтов как между государствами, так и внутри них.

Одно из положений документа гласит: «В период вооруженного конфликта государство обеспечивает защиту гражданских лиц, даже если одна из сторон не признает наличие такого конфликта. Гражданские лица, оказавшиеся на оккупированной территории во власти противной стороны, пользуются уважением и гуманным обращением без какого-либо дискриминационного различия, основанного на признаках расы, пола, языка, вероисповедания, национального и социального происхождения и других подобных критериях».

В модельном законе описаны правила обмена погибшими, ранеными, попавшими в плен, функции державы-покровительницы и Международного комитета Красного Креста, указано на недопустимость применения оружия в отношении мирных лиц и бомбардировок гражданских объектов. Также содержатся правила эвакуации простого населения из осажденных территорий, предписано бережное отношение к пожилым, инвалидам, беременным женщинам и матерям с малолетними детьми. Установлен запрет на убийство, пытки, надругательство над человеческим достоинством и иное унижение личности, а также использование военнопленных как прикрытие в ходе боевых действий.

Этот документ актуален до сих пор. Тогда же, в 1995 году, он обрел свою актуальность в связи с разворачиванием еще одной войны — первой Чеченской. Затяжная попытка выхода Чечни из состава СССР, инициированная бывшим генералом советских Военно-воздушных сил Джохаром Дудаевым, привела к двоевластию и гражданской войне. Для урегулирования ситуации в конце 1994 года Россия ввела свои войска в Чеченскую Республику. 31 декабря начался штурм Грозного, а к марту 1995 года большая часть города была в руинах. До перемирия, установленного Хасавюртовским соглашением 31 августа 1996 года, Чеченскую Республику раздирали военные действия и террористические акты: в Буденновске в июне 1995 года, в Кизляре в январе 1996-го. Ликвидация Джохара Дудаева в апреле 1996 года и многочисленные попытки переговоров с сепаратистами привели к возможности заключения перемирия с подвешенным статусом непризнанной республики, но с выводом российских войск.

Данные о потерях в ходе первой Чеченской кампании по книге «Россия и СССР в войнах XX века: Статистическое исследование», вышедшей в 2001 году:

Безвозвратные потери федеральных сил составляют 5732 человека, в том числе 3860 военнослужащих Вооруженных сил РФ и 1872 человека от МВД и других ведомств.

Погибших — 5042

Пропавших без вести — 690

Раненых, контуженных, травмированных — 17 892 

Продолжение следует.