«Отношения между Россией и Украиной были на дне, а теперь опустились ниже дна»

Обновлено 23 февраля в 11:50

«Отношения между Россией и Украиной были на дне, а теперь опустились ниже дна»
© BFM.RU

Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заявил, что «отношения между Россией и Украиной были на дне, а теперь опустились ниже дна». По его словам, Киев готов к принятию жестких решений, но будет принимать их без эмоций. Тем не менее Украина восприняла решение России о признании республик скорее с облегчением, а не с негодованием, говорят политологи.

С решением Москвы о признании Донецкой и Луганской народных республик заявления официального Киева стали острее. Поначалу наблюдатели обратили внимание на сдержанность Зеленского в его ночном обращении к нации, когда он снова заговорил о дипломатических путях деэскалации. Вскоре, однако, прошли консультации с Байденом, Макроном, Шольцем, Джонсоном, и украинский МИД заговорил о разрыве дипотношений с Москвой. Решение, по словам главы ведомства Кулебы, давно назрело. Первая реакция властных кругов Киева на признание республик, как ни парадоксально, — облегчение, говорит украинский политолог Петр Олещук:

Петр Олещук украинский политолог «Все видят в этом односторонний разрыв Минских соглашений со стороны России и ожидают каких-то дальнейших действий. Каких — пока никто не знает. Не исключена какая-то активизация боевых действий. Недавно Верховная рада проголосовала большинством за соответствующее постановление, где, в частности, декларируется то, что Россия пошла на нарушение Минских соглашений. По этому поводу обращаются к международным структурам, организациям, ООН за тем, что они должны принимать какие-либо меры. В целом не могу сказать, что это каким-то образом всех шокировало, поскольку подобного развития событий ожидали довольно-таки давно».

Киеву больше не нужно затягивать выполнение Минских соглашений — проблема разрешилась сама собой. Теперь именно Москва стала той стороной переговоров, что выглядит в глазах Запада однозначным виновником разрыва соглашений. Обращает на себя внимание и то, что на Майдане не было никаких волнений со стороны радикальных сил, в том числе украинских патриотов и националистов, — никто не упрекает Зеленского в потере республик. Консенсус украинского общества в том, что ЛНР и ДНР уже давно стали абсолютно чужими и проще их отпустить, чем пытаться встроить обратно. Впрочем, некоторые опасения у Киева остались, говорит украинский политолог, директор «Института глобальных стратегий» Вадим Карасев:

Вадим Карасев украинский политолог, директор «Института глобальных стратегий» «Нотки радости, облегчения и уверенность в том, что это дипломатическая победа Украины. Помните, неделю назад еще Путин говорил: «Нравится, не нравится — терпи, моя красавица. Выполняйте Минские соглашения». А потом раз, через неделю все переиграл. Есть те, кто обращает внимание, что ситуация может пойти по грузинскому, абхазскому сценарию, заморозка конфликта. Есть и те, которые говорят, что, выйдя из Минских соглашений, Россия фактически взяла обратно свои обязательства по поддержке территориальной целостности Украины. А это можно рассматривать как право на дальнейший «демонтаж» Украины. Тем более что признание ДНР и ЛНР Российской Федерацией сопровождалось обращением Путина с его историческими экскурсами в том, чья Украина, какая Украина, начиная от Суворова, Ленина до сегодняшних дней».

На фоне признания Россией ДНР и ЛНР и нового витка напряженности Киев запросил у Вашингтона и Лондона дополнительное вооружение, но при этом подчеркнул, что все решения надо принимать с холодной головой. Заодно МИД Украины снова заговорил о том, что пора дать стране членство в ЕС. По словам Кулебы, «лучшее стратегическое решение, которое сейчас может утвердить Европа, — это забрать Украину к себе».

Business FM поговорила с жителями Украины о том, как они воспринимают признание ДНР и ЛНР и что думают о реакции президента Зеленского:

Житель Харькова Дмитрий:

«Мне кажется, что после признания республик ДНР, ЛНР Российской Федерацией военными действиями со стороны Украины решить вопрос Донбасса, наверное, уже не получится, я так думаю. И, как мне кажется, дальнейшее военное развитие в плане наступления украинских войск будет невозможным. После такого решения у меня какое-то спокойствие все-таки появилось от того, что дальнейших военных действий не будет».

Жительница Одессы Анна:

— Хорошее выступление [Зеленского], он все правильно сказал, предпринял все действия, которые мог, созвал Совет безопасности и обратился к лидерам стран западных с просьбой какую-то поддержку предоставить. Призвал граждан не паниковать, мне кажется, что все по делу.

— Можно ли после вообще всех вчерашних событий выдохнуть?

— Я не знаю, с учетом того, что теперь, получается, там официально будут базироваться войска российские. Мы тут, конечно, немножко переживаем, каким может быть дальнейшее развитие событий, и не то что прямо надо сильно нервничать, но выдохнуть, наверное, тоже еще рано. Потому что, если цель была только такой, почему тогда, допустим, этого не произошло раньше? Не знаю, остановится ли на этом российская сторона. Конечно, хотелось бы, чтобы все закончилось мирно и можно было успокоиться, но не знаю, ожидали ли мы конкретно этих действий. У нас тут, конечно, все сидят переживают, даже компании, например, у которых есть возможность, тоже эвакуируют сотрудников хотя бы в западные регионы. Мы так продолжаем сидеть: вот что-то будет, а что — непонятно.

Житель Киева Александр Серебряный:

«У нас мало рассуждают о речи Зеленского, у нас все [смеются] по поводу речи Путина. Потому что так урок истории преподавать, как он, — манипуляция фактами. А Зеленский все спокойно, нормально сказал. Никто ничего другого не ожидал, просто то, что там происходило восемь лет, теперь получило официальный статус. Вряд ли кому-то от этого будет лучше, конечно, в том числе и России, но все же понимают, что ребята играют в свою игру. А случилось то, что, в принципе, произошло еще восемь лет назад, люди к этому, к сожалению, давно привыкли. Почему-то там каждый раз нам звонят, спрашивают про панику: да нет ничего здесь, здесь абсолютно спокойно. У нас народ в этом состоянии и к этому событию просто готов. Есть момент насчет того, что будет дальше, как бы тут споры идут, то, что случилось вчера, это как бы просто постфактум».

Житель Славянска Олег Белоусов:

«Сейчас такое тройственное чувство: одновременно и тревога, и надежда, и досада. Тревога, потому что неизвестно, чего ожидать, как это будет, никто же не знает. Здесь сейчас поднялся такой визг, шум, крик, звонят. Надежда, потому что все-таки наконец-то все-таки сдвинулось, куда-то это должно привести. А досада, потому что восемь лет выброшены зря, непонятно, почему так долго это все затянулось. И вроде бы и договорились, и «Минск» подписали. Я человек не юный, но для меня все-таки если подписал, то будь любезен выполнять или не подписывай. Люди, те, с кем я успел за это время пообщаться, переживают по поводу того, что как будет с возможностью выезда за границу, с возможностью обучения, с возможностями трудоустройства. Такие чисто бытовые вопросы».

Житель Мариуполя Руслан:

«Попробуйте себе представить: Украина взяла и признала Ростовскую народную республику, а потом завела туда войска. Как вы к этому будете относиться? Я не хочу грубить. Это называется откровенным воровством и узакониванием чьих-то незаконных сделок. Все, что я могу сказать по этому поводу. Только припритесь сюда!»

Жительница Мариуполя Людмила Николаевна:

— Ни в какие я запугивания не верю, я думаю, что все обойдется. Я, допустим, не верю в то, что будут нападения со стороны России. У нас спокойно. И на работе у нас все спокойно, как работали, так и работаем, и в городе паники нет. Может, старики как-то реагируют, я не сильно общаюсь с ними, но среди молодежи паники нет.

— А ваше отношение к признанию ЛДНР какое?

— Это же, наверное, люди изъявили желание, это ж людям жить. Так что пусть как хотят.

Вооруженные силы Украины впервые с 2018 года применили реактивную систему «Град» — они выпустили пять ракет по Донецку, сообщили в представительстве ДНР в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня. Под обстрелом оказался Киевский район Донецка. Информация о пострадавших уточняется. Местный житель Роман подтвердил Business FM, что с признанием ДНР Россией обстрелы Донецка не прекратились:

«Я болею, поэтому сижу дома. Дом у меня находится в южной части города. И через закрытые окна все равно тоже слышно, что что-то происходит. Вчера еще общался с теми, кто на Петровке [Петровский район на западе Донецка], и у них слышно очень громко, то есть даже по телефону слышно. Я, конечно, не специалист ни в баллистике, ни в военном деле, но понятно, что это именно прилет, звук глухой, раскатистый, то есть он не звонкий, а такой, как приходящая волна идет. Поэтому могу с большой долей уверенности сказать, что это именно прилеты».

Многие обратили внимание на заявления Казахстана и Турции по поводу решения Москвы о признании Донбасса. Казахстан, который не так давно благодарил силы ОДКБ за помощь в подавлении беспорядков, заявил, что не планирует признавать независимость ЛНР и ДНР и что этот вопрос даже не стоит на повестке дня. А турецкий президент Эрдоган назвал неприемлемым решение России признать ДНР и ЛНР.

Минск призвал все стороны воздерживаться от военной эскалации, однако заявил, что о признании республик речи пока не идет.