"В Харькове российских танкистов ждут не хлеб и соль, а новая Чечня"
В Харьковской области силовики отработали 11 возможных сценариев потенциального нападения России. Об этом рассказал руководитель местного СБУ Роман Дудин. По его словам, областной силовой и правоохранительный блоки «как никогда за восемь лет готовы к возникновению любых чрезвычайных ситуаций».
Интересно, что за варианты? В Харькове кто-то готов воевать с Россией? Ранее Мэр Харькова Игорь Терехов заявил, что «город готов дать твердый отпор потенциальному захватчику».
Ну, от украинских политиков такие бравурные заявления слышать не в первой. Но их начали поддерживать и на Западе. К примеру, премьер Британии Борис Джонсон что «вторжение» на Украину станет болезненным, жестоким и кровавым процессом для России, а также сравнил это с «новой Чечней».
И на кого рассчитаны эти заявления? Что на Украине готовы предпринять в реальности? Откуда взялись эти 11 вариантов? Или это косплей американцев с их 18 сценариями ответа?
– Сам факт того, что докладчиком по вопросу гипотетической агрессии России являлся не военный, а руководитель областного СБУ, говорит о многом, – уверена глава Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер.
– СБУ рассматривает сценарии спецопераций по захвату контроля над областной администрацией, инфраструктурными центрами и т.д. какими-то отдельными группами.
Естественно, ни один из этих сценариев не сработает, если Россия решится ответить на украинское наступление на Донбассе серьезным военным ответом. Думаю, в этом случае Харьковское управление СБУ не будет той структурой, которая способна дать отпор.
«СП»: – Зеленский ранее говорил об «оккупации» в частности, Харькова, чем вызвал много разговоров об этом…
– Судя по нагнетанию истерики в украинских СМИ, многие считают такой поворот событий вполне реальным. Конечно, силовые структуры и госаппарат на Украине очень укрепились за последние годы. Руководители будут до последнего с пеной у рта доказывать свой «патриотизм» и «патриотизм» всех жителей региона.
Реальность же выглядит совсем по-другому. Дискриминация русскоязычных, преследования по политическим мотивам и общее обнищание населения сделало нелояльным к нынешней украинской власти огромную часть населения. Цветов, я думаю, ожидать не стоит, но очень большая часть населения вздохнула бы с облегчением, увидев российский триколор на центральной площади города. Это касается не только Харькова, но и большинства городов на юго-востоке Украины.
Конечно, людей очень пугает участь многострадального Донбасса, где жители в течение восьми лет живут на войне в подвешенном состоянии в непризнанных республиках, вне права и закона. Но я уверена, что очень многие хотели бы решения вопроса по крымскому варианту, когда население одномоментно получило все права граждан сильного государства с легитимной юстицией и однозначным вектором дальнейшего существования территории.
«СП»: — При этом политики и генералы обещают России на Украине долгую и кровавую войну.
– Военные на Украине будут раздувать щеки и грозно заявлять вплоть до настоящего своего разгрома. Но самые убежденные украинские националисты – отнюдь не исламские моджахеды. Это обыватели или уголовники, которые не склонны жертвовать собой ради идеи.
Ни о какой «священной войне» речи не будет, как не было массовой партизанщины в Крыму. Я уверена, что многие нынешние сотрудники СБУ с радостью бы надели форму ФСБ, подобно тому, как это произошло в Крыму, а значит, какие-то подготовленные группы для организации якобы сопротивления, моментально оказались бы в руках российских спецслужб.
– В задачи силовых служб и армии любого государства входит подготовка к наиболее негативным сценариям, а также защита территориальной целостности и суверенитета страны, – напоминает политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия» Евгений Валяев.
– Современная Украина, рассматривающая Россию в качестве агрессора и оккупанта, оценивает вероятность нападения соседа как достаточно высокую. Исходя из такого сценария, СБУ и ВСУ готовятся к защите своих территорий.Нынешний градус отношений между Россией и Украиной, а также репутация России в украинских СМИ и обществе, негативно влияет на положение русского и русскоязычного населения Украины. Украинские спецслужбы рассматривают сценарии вторжения России под предлогом защиты русского населения. При таких сценариях русских рассматривают как потенциально слабое звено, требующее особого контроля со стороны силовиков. И без этого в последние годы Украиной были приняты дискриминационные языковые законы, направленные на снижение использования русского языка в быту.
Продолжают пополняться списки россиян, которым запрещен въезд на Украину. Украинские власти даже выпускают рекомендации о том, как вести себя украинским спортсменам на олимпийских играх, если рядом окажется российский спортсмен.
«СП»: — Запад эту истерию охотно поддерживает. Джонсон вон России «вторую Чечню» обещает…— Западные страны по-разному реагируют на нынешнее обострение в отношениях между Россией и Украиной. Если США полностью поддерживают Украину и её опасения, а балтийские страны готовы поставлять Киеву оружие, то Германия, напротив, не участвует в разгоне информационного маховика о неизбежности военного столкновения в регионе. Позиция Вашингтона в целом и Великобритании в лице Бориса Джонсона опасны, так как они пытаются убедить Киев в том, что современная Украина полностью готова к войне с Россией. Такие вредные советы можно назвать подстрекательскими. В украинском обществе на хватает политиков и спикеров, которые бы не были заражены ура-патриотической пропагандой, которые трезво бы оценивали возможности Украины при вероятном конфликте с Москвой.
Трезвости в суждениях не хватает и российским официальным спикерам. Рассуждения о маленькой победоносной войне звучат всё чаще – мы слышим призывы к войне против оккупированной Западом Украины. Хорошо, что в российских СМИ не происходит расчеловечивания украинского населения, а российский олимпийский комитет не выпускает рекомендации для наших спортсменов, как им вести себя с украинскими коллегами на играх в Пекине. Но и российской стороне не хватает голоса здравомыслия, который бы формировал запрос на мир и стабильность, а не на войну.
По словам политолога, руководителя проекта «Открытая аналитика» Романа Травина, работа любой спецслужбы, среди прочего, в том и состоит, чтобы предусматривать самые различные варианты развития событий и готовиться на них реагировать. И СБУ тут не исключение.
– Более того, если на политическом уровне постоянно идут разговоры о возможных вооруженных угрозах, отрабатывать такие сценарии – прямая обязанность службы безопасности любой страны. Ну и свою роль, видимо, сыграло недавнее нашумевшее заявление Нуланд о восемнадцати сценариях, подготовленных США. Вполне вероятно, что выступавший представитель СБУ вдохновился новостными сообщениями об американских сценариях. Но в целом это заявление просто наложилось на благоприятный информационный фон. Повторюсь: никакой сенсации тут нет, обычная рутинная работа соответствующего ведомства.
«СП»: – Ранее после слов Зеленского о возможной оккупации Харькова многие засуетились. В это реально кто-то верит?
– Тут дело не только в словах Зеленского, ведь это просто одно из десятков, если не сотен алармистских заявлений и новостей, которые постоянно слышат жители Украины. Но надо сказать, что, несмотря на то, что люди уже привыкли к постоянным новостям о российской угрозе, сегодня, на фоне обострения отношений между Россией и Западом, многие обеспокоены очень серьезно. В том числе, в Харькове. Но, однозначно, информация об эвакуации посольств США, Британии и Австралии внушает людям куда больше опасений, чем любые слова любого украинского президента, которые все давно привыкли как минимум «делить на десять».
«СП»: – Мэр Харькова заявил, что «на защиту своего любимого города встанут не только харьковчане, но и все украинцы». В том же ключе высказался Аваков, заявивший о готовности отстаивать Харьков. Серьёзно? Много ли найдётся желающих «отстаивать»?
– Честно говоря, тут сомнения в первую очередь насчет самого харьковского градоначальника. Думаю, он бы изо всех сил постарался сохранить свой пост при любой власти. И для этого будет готов к сотрудничеству с любым возможным президентом Украины и любой гипотетической внешней администрацией, хоть американской, хоть российской.
К словам Авакова я бы отнесся куда серьезнее. И дело не только в том, как он действовал в последние годы на посту главы МВД. Напомню, в 2004 году, во время оранжевой революции, он, будучи в первую очередь бизнесменом, стал одним из главных организаторов «майдана» в Харькове. Причем целый ряд шагов он предпринял за многие месяцы до его активного начала. Он тогда многим рискнул и, как к нему ни относись, показал себя сильным политиком и организатором. Это, кстати, оценили на Западе. Нельзя исключать того, что и он при резком изменении конъюнктуры может радикально поменять позицию, но все же в первом приближении он, действительно, может стать одним из организаторов обороны Харькова.
Что касается харьковчан в целом, то найдется достаточно и тех, кто будет готов взять оружие в руки, и тех, кто будет встречать с цветами. Но большинство отнесется к такому развитию событий сдержанно негативно. То есть, люди с неодобрением отнесутся к изменению статус-кво, по крайней мере в первое время, но и ничего предпринимать не станут.
«СП»: – Командующий ООС Александр Павлюк утверждает, что украинцы будут «рвать русских голыми руками» в Донбассе. И много ли найдётся «берсерков» по всей Украине? Кому он это вообще говорит? Кто в это верит? Или быть оптимистом часть его профессии? А кому Борис Джонсон рассказывает про «вторую Чечню»?
– В России среди медийных экспертов считается чуть ли не хорошим тоном потешаться над украинской армией и украинскими военными. Причем это часто делают те же самые люди, которые говорят, что украинцы и русские – один народ. Мне не очень это понятно.
Во-первых, если один народ, значит и менталитет один, со всеми вытекающими, в том числе, способностью воевать. Во-вторых, сегодня украинская армия значительно лучше подготовлена, чем в 2014 году. Причем куда больше морально готова применять оружие и против россиян, и против представителей ЛДНР. Так что будут и «берсерки». Но и в армии, вне всяких сомнений, есть люди, которые вполне спокойно даже сегодня отнеслись бы к крымскому варианту. Сколько таких людей, никто сказать достоверно не сможет, но они точно есть.
С Чечней очень интересная аналогия. Ведь нет сомнений, что британский премьер знает не только о развитии ситуации в 90-е, но и об участии военных-чеченцев в очень успешных операциях вооруженных сил РФ в Грузии и Сирии в 2000-е и 2010-е годы, а также о том, что нынешний глава Чечни не раз называл себя «пехотинцем Путина». Так что этот прогноз Джонсона, возможно, о том, что лет через десять, при таком радикальном развитии событий, нынешние атошники вполне себе могут в составе нового батальона «Восток» эффективно решать задачи, поставленные российским министерством обороны.