«Если удобрения не доедут до порта, то их в порту и не будет». Так в пятницу глава Клайпедского порта Альгис Латакас в интервью литовским СМИ глубокомысленно прокомментировал санкции Вильнюса против Минска.
Ранее власти Литвы с февраля запретили транзит белорусских грузов по литовской железной дороге. Речь идет в первую очередь о калийных удобрениях. Кроме того, крупный норвежский производитель удобрений, компания Yara, начала сворачивать импорт белорусского калия. Как экономические санкции постепенно начинают действовать против Белоруссии?
Стоит соединить в единую картину несколько ключевых моментов. Начнем с того, что еще летом Европа объявила санкции против белорусских удобрений. Но не всех, а только против тех марок, которые не покупает сама. Кроме того, она ввела санкции именно против «Беларуськалия», но не против трейдера — «Белорусской калийной компании». То есть никаких препятствий с экспортом со стороны Европы нет. А вот США в прошлом декабре ввели санкции не только против «Беларуськалия», но и против его трейдера. И поэтому Литва считает, что транзит белорусских грузов противоречит ее нацбезопасности.
И с февраля компании «Литовские железные дороги» запрещено возить белорусские грузы. Правда, там не стали упоминать, что остановка транзита противоречит экономической безопасности самой Литвы, потому что через Клайпеду идут в основном белорусские и российские грузы, а на транзите страна хорошо зарабатывает. Но «Литовские железные дороги» сразу же заявили, что кроме них есть и другие компании, которые смогут перевезти грузы. Продолжает литовский журналист Денис Тарасенко:
Денис Тарасенко литовский журналист «Как минимум до февраля он в любом случае официально продолжается, но дальше — уже после февраля, не факт, что это будет делать «Литовская железная дорога». Госпредприятие «Литовская железная дорога» все это время обслуживала белорусский транзит калийных удобрений. А сейчас решение принято, что само ЛЖД — «Литовские железные дороги», не будут его транспортировать. Но это не значит, что нет других компаний, которые, пользуясь инфраструктурой «Литовских железных дорог», смогут продолжать точно так же транспортировать это все в клайпедский порт».
Калий, наряду с нефтепродуктами — главный кормилец белорусской экономики. Продажи удобрений за рубеж приносят Минску почти 2,5 миллиарда долларов. Калий идет по железной дороге через Литву в порт Клайпеды и далее по морю на экспорт. Трения между Вильнюсом и Минском начались еще в 2020 году после протестов в Белоруссии. И тогда Лукашенко предложил перенаправить грузовые потоки через Россию. Отчасти это уже произошло. В марте 2021 начались поставки белорусских нефтепродуктов через наш порт Усть-Луга. Но мощностей для перевалки всего белорусского калия у нас может не хватить, отмечает президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин:
Павел Иванкин президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта «У нас есть наши мощности отечественные, но они рассчитаны на наши компании. Наверное, 10-15%, может быть, 20% из тех объемов, которые сегодня экспортируют «Беларуськалий», можно переключить на российские порты. А вот что делать с остальными — пока, честно говоря, такого оперативного решения я не вижу. Какие-то пути будем искать, помогать «Беларуськалию». Но опять же это потребует определенного времени. И я так понимаю, что для «Беларуськалия» это будет в этом году срыв экспортных поставок и экспортных обязательств, которые у них есть».
И появилась еще одна неприятная для Белоруссии ласточка. На днях крупнейший норвежский производитель удобрения, компания Yara — заявил, что начинает сворачивать сотрудничество с «Беларуськалием». А закончит его к апрелю, когда вступят в силу американские санкции против Минска. Но остальные европейские страны пока подобных шагов не сделали. Не говоря уже о Китае и Индии — это основные покупатели белорусского калия.
Что же касается доставки этого товара, то, пожалуй, лучше всего в пятницу высказался глава Клайпедского порта Альгис Латакас. Он не стал комментировать запрет транзита. Но сказал, что если удобрения не доставят в порт, их там и не будет. К слову, предстоят еще и финансовые разбирательства. У Белоруссии заключены контракты и с железной дорогой, и с портом. А если продолжить глубокомысленные слова литовского топ-менеджера, то можно напомнить, что «Беларуськалий» занимает 20% мирового рынка. И если его удобрений там не будет, то придется чем-то замещать. А значит, вырастут мировые цены на удобрения. Собственно, они и так уже растут.