о скандале с вице-президентом Ирана во время инаугурации лидера Никарагуа
«Думаете, американцы не знали о маршрутах и полётах господина Резаи? Или не могли ничего поделать? Не делайте мне смешно — эти сказки оставим телезрителям IRIB (иранского гостелевидения). Дочь основателя Huawei, топ-персоны КНР Жэнь Чжэнфэя, Мэн Ваньчжоу, занимавшую должность финансового директора компании, взяли по запросу американского Интерпола в аэропорту Ванкувера без всяких там «красных карточек» и причастности к терроризму».
Пока мы были отвлечены на события в соседнем Казахстане, в мире происходили события, может, и не столь очевидно яркие и приковывающие внимание, но тем не менее значимые.
Большой скандал, случившийся несколько дней назад на Американском континенте, говорит нам о том, что год назад пришедшая к власти в Белом доме команда Демпартии США приступила к перекройке карты геополитических союзов и усердно трудится над созданием новой «оси зла».
Но обо всём по порядку.
8 января 2022 года из Тегерана вылетел самолёт с одним из ключевых ксировских генералов Мохсеном Резаи. Резаи вошёл в новейшую историю Ирана как самый молодой и «долгий» командующий КСИР, он своего рода наставник и крёстный отец целого поколения чуть более молодых генералов КСИР, составляющих сегодня политическую элиту исламской республики.
Нынешний президент Ирана Ибрагим Раиси назначил Резаи своим вице- по экономическим вопросам, что удивило многих, ибо где Резаи, а где экономика? Как будто забывают, что КСИР и его влияние на экономику страны — понятия почти тождественные.
Итак, 8 января Резаи вылетел на своём самолёте в Нуакшот, столицу Мавритании.
В понедельник, 10 января, генерал Мохсен Резаи предстал уже в столице Никарагуа Манагуа на инаугурации президента Даниэля Ортеги. Ортега впервые выиграл президентские выборы в 1985-м, после одного президентского срока отошёл от руля, потом вернулся в 2006-м, чтобы, очевидно, руль этот не выпустить уже никогда — это, кажется, четвёртое его непрерывное переизбрание.
Если вы хотите увидеть в лицах и странах будущую «ось зла», которую куёт команда президента Байдена, можно заглянуть на вечеринку по случаю инаугурации президента Никарагуа.
Как пишут СМИ, президент Никарагуа Даниэль Ортега отпраздновал инаугурацию в «узком кругу друзей». Самым важным гостем в «узком кругу» был, очевидно, вице-президент Всекитайского собрания народных представителей Цао Цзяньмин. Также засвидетельствовали своё почтение президенты Кубы, Гондураса и Венесуэлы. Ну и конечно, вице-президент Ирана — ксировский генерал Резаи.
Казалось бы, ну собрались «плохие парни» мировой политики выпить рюмку за победу своего коллеги, в чём скандал-то? То, что США поделили мир на «правильные» и «плохие» страны, известно давно. Что ж, как говорится, «плохим» теперь не жить и не приходить друг к другу в гости?
Но тут щекотливость ситуации в том, что, хоть Мохсен Резаи и получил «неприкосновенный» дипломатический статус для выездов за рубеж в статусе вице-президента, это не избавляет его от того, что он находится в международном розыске Интерпола и является обладателем его почётной «красной карточки», которая гарантирует своему обладателю немедленный арест, когда он пересекает границы государств, входящих в эту крупнейшую в мире международную полицейскую организацию (194 государства).
За что Мохсен Резаи удостоился такой чести? Подвигов у него много, но именно этот знак отличия выдан ему за организацию теракта в Буэнос-Айресе, когда в результате взрыва в Еврейском культурном центре в 1994 году погибли 85 человек. (Уже предвкушаю антисемитские комментарии под своей колонкой с криками: «Давай, Мохсен, давай!»)
Появление Резаи на инаугурации в Никарагуа было неожиданным и шокирующим для многих, в том числе для аргентинского МИД, чей топ-чиновник оказался стоящим рядом с Резаи на инаугурации президента Ортеги. То есть понимаете ситуацию, да?
Наш герой разыскивается Интерполом по запросу Аргентины, где Иран через ливанскую «Хезболлу» организовал один из самых кровавых терактов в истории. И вот он в 2022 году стоит рядом с представителем той самой Аргентины — улыбается и машет.
Как-то не очень это выглядело и для Аргентины, и для Израиля, и для миллионов американских евреев, ну и вообще для гуманных представителей человечества.
МИД Аргентины на следующий день подготовил ноту протеста, отметив, что появление Резаи на церемонии в Никарагуа в понедельник явилось «оскорблением аргентинского правосудия и жертв жестокой террористической атаки в столице Аргентины».
Ну а теперь самое интересное. Сайты, отслеживающие авиатрекеры особо важных персон, пишут, что во время своего выезда Мохсен Резаи пересёк воздушное пространство целого ряда государств — Турции, Греции, Италии, Туниса, Алжира, Мавритании.
Про то, как Резаи на своём Falcon (хороший вкус у мистера Резаи, одобряю) потом пересёк Мировой океан и оказался под носом у США, встретившись там со своими латиноамериканскими дружищами, проведя там ряд VIP-встреч и спокойно и безопасно добравшись до дома, Twitter и его эксперты предпочитают скромно помалкивать.
А зря. Ведь это самое интересное. Думаете, американцы не знали о маршрутах и полётах господина Резаи? Или не могли ничего поделать? Не делайте мне смешно — эти сказки оставим телезрителям IRIB (иранского гостелевидения).
Дочь основателя Huawei, топ-персоны КНР Жэнь Чжэнфэя, Мэн Ваньчжоу, занимавшую должность финансового директора компании, взяли по запросу американского Интерпола в аэропорту Ванкувера без всяких там «красных карточек» и причастности к терроризму. (Дело было при Трампе, и Иран фигурировал и тут — якобы китайский гигант делился с Ираном технологиями.)
В Никарагуа Резаи как один из ключевых иранских ксировских игроков, стоявших у истоков исламской республики, зарождения КСИР и подавления антихомейнистских бунтов в армии на исходе ирано-иракской войны, встретился с венесуэльским лидером Мадуро и с Мигелем Диас-Канелем, президентом той самой антиамериканской Кубы, что предоставила США в аренду одну из самых известных тюрем человечества — Гуантанамо.
Иранское информационное агентство Fars пишет, что стороны обсудили усиление взаимного сотрудничества для противостояния санкциям США.
Как знали, для чего собирались: 10 января 2022 года госсекретарь США Энтони Блинкен сообщил о введении санкций против 116 лиц «из-за подрыва демократии в Никарагуа».
Нет сомнений, что друзья Мохсена в этом списке будут обязательно. Можно прямо-таки снимать политический сериал «Мохсен и его друзья» — со съёмками в Ливане, на Кубе, в Боливии, Венесуэле, Гондурасе, Никарагуа и других красивейших местах планеты. Ибо способы выживания против санкций всех наших упомянутых друзей гарантируют успех сериала-триллера.
Те, у кого слух царапается о связку «Иран и Никарагуа» (которая существует на самом деле, и не зря вы рефлекторно отреагировали на неё) или память спотыкается о слова «Никарагуа» и «контрас», могут счастливо нырнуть в Google, который, как известно, поможет. Ну или попробовать прочесть что-то вроде нашей классики отечественной международной журналистики.
Именно поэтому возрождение этой полузабытой «оси» Никарагуа — Иран даёт основания полагать, что затевается что-то глобальное. И наши западные партнёры имеют к этому самое непосредственное отношение.
Резаи, находящийся в розыске Интерпола, не первый в истории деятель исламской республики, кто путешествует по миру и пересекает границы десятка государств без боязни. До этого такой же разыскиваемый Интерполом генерал КСИР Ахмад Вахиди (предшественник Сулеймани, глава сил «Кудс») в 2011 году в качестве министра обороны правительства Ахмадинежада посетил Боливию.
Важный нюанс: Иран разворачивается к режимам Латинской Америки и Китая сейчас повторно, до того высокая активность ксировского генералитета в Латинской Америке была при президенте Ахмадинежаде и привела к тяжелейшим санкциям Запада в отношении Ирана. Что косвенно указывает на пессимизм в отношении заключения ядерной сделки в Вене в пользу развития иранской ядерной программы.
И да, это даже не стоит упоминать как само собой разумеющееся: тогда, в 2011-м, когда Вахиди беспрепятственно полетел в Боливию заниматься укреплением связей, в Белом доме президентом был демократ Барак Обама.
Иранские СМИ визит Резаи в Никарагуа освещают по полной программе. «Сотрудничество Ирана и Никарагуа — это пощёчина США». Да-да, мистер Резаи, мы, конечно, верим.
Как пишет Tehran Times, в столице Никарагуа вице-президент Ирана по экономическим вопросам встречался с министрами экономики и финансов, министром горнодобывающей промышленности, менеджерами нефтегазовой и торговой отраслей страны:
«Иран готов обмениваться опытом в различных технических областях, включая нефть, энергетику, нефтехимию, строительство нефтеперерабатывающих заводов, строительство и развитие портов».
Не знаю, как насчёт сложных отраслей вроде нефтехимии, но развитие торговли и портов выглядит самым реалистичным. Танкеры с нефтью гоняют из Венесуэлы и обратно в Иран не тронутыми США. Ливанская «Хезболла» при Байдене тоже спокойно гоняет нефть из Ирана в Ливан.
В условиях «противостояния санкциям США» создаются интересные геополитические bad boys alliances. Выживая под санкциями, государства уходят на дно теневой и полукриминальной экономики.
Хороший в этом смысле пример, который я люблю. В январе 2021 года в ответ на ксировское «ядерное расширение» и угрозы запустить большое количество самых модернизированных ядерных центрифуг глава Агентства по ядерной энергии Ирана Али Акбар Салехи удивился: «Они, наверное, не знают, сколько это стоит и какие у нас сегодня финансовые ресурсы».
А через полгода перестал быть главой агентства, продемонстрировав, какие реальные финансовые ресурсы есть у страны.
Потому что в подобных государственных «режимах санкционного противостояния» есть большая разница между бюджетом страны и частными «фондами».
И мы, не будь дураками, видим, как некоторые государства буквально сталкиваются в эти bad boys alliances. Возможно, потому, что в виде сильных мощных государств они угрожают устоявшейся гегемонии игроков первой лиги. А возможно, и потому, что в сером режиме они им полезнее.
Когда я вижу, как с каждым днём пополняются клубы находящихся под санкциями государств (забудем о том, что эти меры ведут к смене режима в странах, они ведут к их укреплению, но тяжёлой жизни граждан этих стран) и прямо на наших глазах рисуется новая «ось зла», я радуюсь тому, что мы пока отчаянно дерёмся за то, чтобы в этот альянс не попасть, обладать правом вето в ООН и делить мировые зоны влияния в клубе первой лиги.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.