о требовании китайского инвестора «Мотор Сич» возместить $4,5 млрд убытков

«Деньги эти, если Киев намерен соблюдать правила Европейского союза, Украине придётся выплатить. Но их нет и не предвидится. Сомнительно, что Вашингтон, заваривший всю эту кашу, благодаря усилиям которого украинский президент санкционировал грабительский захват акций «Мотор Сич», посчитает себя обязанным финансово помогать тем, кого он поставил в безвыходное положение».

Украина нарвалась на очень крупные в финансовом выражении неприятности, которые угрожают ей решением о выплате нескольких миллиардов долларов по поданному в Гаагский арбитражный суд китайской компанией Beijing Skyrizon иску. Впрочем, такое развитие событий было вполне предсказуемым. В 2019 году была закрыта сделка по приобретению китайцами 75% акций стратегического предприятия «Мотор Сич», которое производит двигатели для самолётов, вертолётов, крылатых ракет, а также промышленные газотурбинные установки. Пекин был заинтересован в получении доступа к технологиям в области строительства авиадвигателей, в которой успехи китайцев оцениваются как довольно скромные.

Сделка вызвала крайне негативную реакцию в Вашингтоне, который ведёт против Китая в том числе и технологическую войну на разных уровнях. Понятно, что американцам не могла понравиться перспектива наращивания китайцами технологического потенциала в области производства вооружений. В августе 2019-го в Киев вылетел Джон Болтон, занимавший тогда должность советника президента США по национальной безопасности, для того чтобы предотвратить продажу «Мотор Сич» китайской компании. Более того, американские предприниматели сами выразили готовность стать покупателями. Основатель компании Blackwater Эрик Принс заявил, что хочет включить украинское предприятие в свою военную империю, и побывал с визитом на заводе в Запорожье.

Украинский президент Владимир Зеленский, естественно, пошёл навстречу пожеланиям Белого дома. Сначала по решению Генпрокуратуры акции предприятия были арестованы, а в конце января 2021 года президентским указом во исполнение решения неконституционного органа — Совета по национальной безопасности и обороне — были введены на три года персональные санкции против главы компании Beijing Skyrizon гражданина КНР Ван Цзина, а также против ряда принадлежащих ему предприятий. Были блокированы активы (временное ограничение права пользоваться и распоряжаться имуществом), введён полный запрет на совершение сделок по ценным бумагам. Ван Цзин лишился права въезжать на территорию Украины.

В марте 2021 года Зеленский и вовсе принимает решение о возвращении «Мотор Сич» в госсобственность. То есть по сути речь идёт об абсолютно беспардонном отъёме законно приобретённого китайцами имущества. Кстати, после того как украинское руководство беззастенчиво провернуло все эти противоправные мероприятия, американский бизнес резко охладел к идее покупки завода и просто исчез с горизонта.

Теперь китайские инвесторы подали в суд на государство Украина из-за национализации компании, чтобы добиться выплаты $4,5 млрд в погашение понесённых убытков и утраченной выгоды. Кстати, сумма не окончательная — в комментариях заявителя говорится, что она по ходу рассмотрения дела может существенно вырасти. Эксперты как один сходятся во мнении, что шансы китайцев добиться положительного решения по своим требованиям практически 100%-ные.

Правда, процесс точно будет небыстрым процедура судебного следствия может растянуться года на два, на три.

Деньги эти, если Киев намерен соблюдать правила Европейского союза, Украине придётся выплатить. Но их нет и не предвидится. Сомнительно, что Вашингтон, заваривший всю эту кашу, благодаря усилиям которого украинский президент санкционировал грабительский захват акций «Мотор Сич», посчитает себя обязанным финансово помогать тем, кого он поставил в безвыходное положение.

Кстати, американцы уже ведут себя в рамках этой темы предельно цинично. В середине ноября президент США Джо Байден провёл онлайн-встречу с председателем КНР Си Цзиньпином. На ней была затронута и тема «Мотор Сич». Байден посоветовал обращаться в суд. Это вполне разумная рекомендация.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.