Войти в почту

Украина спекулирует на Голодоморе. Россия же про него забыла

В субботу, 27 ноября, на Украине прошли памятные мероприятия, посвящённые Голодомору. Ещё в 2006 году при президентстве Виктора Ющенко события 1932-1933 годов были признаны геноцидом украинского народа.

Украина спекулирует на Голодоморе. Россия же про него забыла
© Русская Планета

«Каково точное количество погибших украинцев? Сможем ли мы когда-нибудь его установить? Какой правды мы до сих пор не знаем? Сможем ли мы когда-нибудь её узнать? Как могли власти тогда со всем этим жить и годами, десятилетиями скрывать преступления», — сказал украинский президент Владимир Зеленский в обращении в День Голодомора.

Украина — единственная страна постсоветского пространства, которая постоянно поднимает тему Голодомора, открывает новые памятники его жертвам, поддерживает исследования в этой области.

Правда, делается это с вполне конкретными утилитарными идеологическими и политическими целями. Украинские власти пытаются представить трагические события первой половине 1930-х годов как геноцид украинского народа.

Такая трактовка позволяет Киеву продолжать курс на очернение советского прошлого. Все 30 лет украинские власти стремятся убедить общество в том, что Украину в составе СССР угнетали, не давая свободно развиваться. В этом контексте память о Голодоморе является одним из важнейших идеологических и пропагандистских инструментов, особенно на фоне конфронтационных отношений с Москвой.

Ущербная логика

Чтобы обосновать тезис о геноциде украинского народа, тамошние руководители и учёные часто ссылаются на данные Института демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи Национальной академии наук Украины. По подсчётам данной структуры, от Голодомора скончались 3,9 миллиона жителей страны.

В Институте демографии и социальных исследований уверены, что Россия и Украина пострадали от Голодомора неодинаково.

«В России на регионы с высокими потерями от голода приходится 6% численности сельского населения и 1% территории, тогда как в Украине — 41% населения и 34% территории», — говорится в материалах института.

Оценки российских исследователей в принципе не противоречат выводу о том, что УССР пострадала больше всего. Например, согласно подсчётам главного научного сотрудника Института российской истории РАН Валентины Жиромской, в начале 1930-х годов в РСФСР от голода умерли не менее 2,5 миллиона человек.

Правда, по информации исследователей МГУ, в долевом отношении ситуация с смертями людей по СССР была разной. В частности, в Поволжье убыль населения достигала 23%, на Северном Кавказе — 20,4%, в Казахстане — 30,9%, а на Украине — 20,5%.

То есть в целом по России доля умерших действительно получается не такой впечатляющей, как на Украине, но масштабы мора в том же Поволжье были чудовищными. Очень сильно пострадал и Казахстан. В республике установлено множество мемориалов, но власти не говорят о геноциде.

Более того, сталинский режим активно помогал УССР в ущерб России. По данным исследователей МГУ, в 1933 году Украине были переданы более 500 тысяч тонн зерна в виде ссуд (в 7,5 раза больше, чем в 1932 году), а РСФСР получила 990 тысяч тонн, что в 1,5 раза больше, чем в 1932 году, и несопоставимо в сравнении с более малочисленной Украиной.

Колоссальную помощь УССР получила в виде поставок сельскохозяйственной техники. В рамках постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 1 июня 1933 года Украине были переданы 5,5 тысячи тракторов — это почти половина всех машин, подлежавших распределению между хозяйствами республик СССР.

Конечно, такую политику неразумно трактовать как геноцид русского народа. В противном случае мы уподобимся узколобому, ущербному и националистическому подходу властей соседней страны.

Голодомор уместно воспринимать как чудовищную трагедию для всего Советского союза и народов, населявших его. Украина пострадала больше остальных по той объективной причине, что в начале 1930-х годов оставалась сельскохозяйственной страной со слабо развитой промышленностью.

Население УССР (как собственно жители Казахстана и Поволжья) чрезвычайно сильно зависело от аграрного сектора. Но данное обстоятельство игнорируется современными украинскими руководителями и научными работниками.

К тому же в Киеве не любят поднимать тему обилия этнических украинцев в правящей верхушке СССР. Не виновата ли сама украинская партийная номенклатура в смертях миллионов жителей УССР?

Российская пассивность

При этом в информационной войне вокруг Голодомора Россия проигрывает Украине, причём почти в сухую. Это происходит из-за того, что Кремль подчёркнуто дистанцируется от темы массового голода, видимо, считая её опасной для себя. В России нет памятных дат и очень мало памятников, посвящённых жертвам Голодомора.

Да, в РФ были проведены сотни научных исследований, посвящённых Голодомору, но в публичной плоскости это чудовищное явление ассоциируется прежде всего с Украиной. Причина проста: Киев постоянно выступает с инициативами по увековечиванию памяти жертв 1932-1933 годов на различных международных площадках и проводит активную просветительско-пропагандистскую деятельность внутри страны.

Российская пассивность в этом вопросе является поводом для соответствующих выводов на Западе и внутри нашего общества. Такое игнорирование Голодомора воспринимается как показательное отношение к истории сталинского периода.

Понятно, что российская власть не оправдывает Голодомор, но уход от этой болезненной темы не делает ей чести. Массовые смерти в СССР и России нуждаются увековечивании и осуждающей политической оценке.

Безусловно, нельзя бесконечно муссировать ошибки и преступления сталинской эпохи, однако другая крайность — это их замалчивание, что мы и наблюдаем с позицией властей РФ по Голодомору.

Напомним, что, помимо засухи, основной причиной чудовищного голода, который коснулся Украины, Казахстана, Урала и южных регионов РСФСР, были экономические ошибки большевиков. Негативные погодные явления послужили лишь триггером, спусковым крючком к началу массового голода

С 1920-х годов обещавшие крестьянам землю большевики проводили насильственную коллективизацию. Де-факто этот процесс выражался в новой форме закрепощения селян, которые воспринимались коммунистами как своеобразная «внутренняя колония».

Практически рабский труд сельского населения превратился в важный источник продовольствия и доходов от экспорта зерна. Увеличение продаж сельхозпродукции за рубеж способствовало росту валютной выручки, которая шла на нужды индустриализации.

В этой безудержной погоне за прибылью мало кто думал о состоянии зерновых резервов на случай серьёзных проблем с урожаем. Не умаляя огромного значения курса властей СССР на строительство промышленных предприятий, невозможно игнорировать изуверские методы, которые пускали в ход большевики для достижения вроде бы благих целей.

В этом контексте чрезвычайно жестоким был знаменитый сталинский «Закон о трёх колосках», принятый в августе 1932 года. По нему даже за несколько утаенных колосков крестьянина могли отправить в тюрьму с конфискацией имущества. Максимальная мера наказания — расстрел. За первый год действия закона по нему были осуждены 150 тысяч граждан.

Злая ирония для России заключается в том, что рукотворный, по сути, Голодомор забрал у нашей родины примерно столько же людей, сколько концлагеря и «фабрики смерти» Третьего рейха.