ЛОНДОН, 18 ноября. /ТАСС/. Результаты публичного расследования по делу о смерти британки Дон Стерджес, которая умерла в результате инцидента в Эймсбери летом 2018 года, не будут пользоваться доверием ввиду его политического характера. Об этом говорится в распространенном в четверг заявлении посольства России в Великобритании.
"Заявление министра внутренних дел Великобритании Прити Пател о начале т. н. публичного расследования гибели британской гражданки Стерджес в 2018 году не стало для нас сюрпризом. Мы прогнозировали именно такое развитие событий с учетом британских реалий, включая воинственные настроения в английском политистеблишменте. К сожалению, полностью подтверждается выдвинутое нами ранее предположение о том, что ситуация вокруг "отравлений" в Солсбери и Эймсбери и последовавшей затем смерти Стерджес идет по до боли знакомому сценарию "дела Александра Литвиненко", - отметили в российском диппредставительстве.
В посольстве РФ в Лондоне подчеркнули, что коронерский процесс оказался "заменен еще более размытым форматом". "По иронии суть "публичного" расследования заключается в том, что в его рамках допускается засекречивание доказательств следствия. Тем самым делается еще один шаг в направлении квазисудебного "подтверждения" политической версии произошедшего, которую британские власти на протяжении трех с половиной лет эксплуатируют для разрушения отношений с нашей страной. Никаким доверием результаты такого "расследования" пользоваться не будут", - заявили в посольстве РФ.
Соответствующий комментарий был распространен после того, как в четверг Пател дала разрешение на изменение формата расследования с коронерского на публичное, руководить которым будет баронесса Хезер Хеллетт. Формат публичного, а не коронерского расследования позволит ей и ее коллегам ознакомиться с целым рядом секретных документов, чтобы ответить на дополнительные вопросы об обстоятельствах смерти Стерджес, в частности о приписываемой России причастности к происшествию.
В МВД указывают, что формат публичного расследования оставляет возможность для проведения закрытых слушаний и привлечения секретных свидетелей. Ранее Хеллетт заявляла о необходимости максимально приблизиться к пониманию того, как, зачем и по чьему указанию в Великобританию было доставлено вещество, в результате контакта с которым умерла Стерджес, что выходит за рамки компетенций коронера. Публичное расследование будет идти параллельно осуществляемому Скотленд-Ярдом расследованию инцидентов в Солсбери и Эймсбери, объединенных в одно дело. По итогам проведенной работы Хеллетт подготовит подробный доклад об обстоятельствах смерти 44-летней женщины.
Инциденты в Солсбери и Эймсбери
По версии британской стороны, 4 марта 2018 года бывший полковник ГРУ Сергей Скрипаль, осужденный в России за шпионаж в пользу Великобритании, и его дочь Юлия подверглись в английском городе Солсбери воздействию нервно-паралитического вещества "Новичок". Позднее Лондон выступил с утверждением о том, что это вещество якобы разрабатывалось в России, на этом основании обвинил Москву в причастности к инциденту. Российская сторона категорически отвергла все спекуляции на этот счет. Специалисты из лаборатории в британском Портон-Дауне так и не смогли установить происхождение вещества, которым, предположительно, были отравлены Скрипали.
Стерджес и ее спутник Чарльз Роули 30 июня 2018 года были госпитализированы в городке Эймсбери в критическом состоянии. 8 июля стало известно, что Стерджес умерла в больнице. Роули 20 июля выписали, после этого он попал в больницу еще раз - с менингитом. Организация по запрещению химического оружия 4 сентября того года сообщила в своем докладе, что Стерджес умерла от контакта с тем же самым веществом, от которого ранее пострадали Скрипали.
5 сентября 2018 года возглавлявшая тогда правительство Великобритании Тереза Мэй проинформировала британский парламент о выводах расследования, заявив, что в покушении на Скрипалей подозреваются двое россиян с паспортами на имена Александра Петрова и Руслана Боширова, которых британские спецслужбы считают "агентами ГРУ". Сами Петров и Боширов дали интервью телеканалу RT, в котором отвергли эти обвинения.
Вопросы, на которые надо ответить
Как говорится в распространенном в четверг заявлении российского посольства, "вопросы, которые реально стоило бы расследовать, причем действительно публичным образом, хорошо известны: где Сергей и Юлия Скрипали провели утро 4 марта 2018 года с выключенными телефонами, где видеозаписи с камеры наблюдения на доме Сергея Скрипаля, как так получилось, что первую помощь Скрипалям оказывала главная медсестра британских сухопутных войск, почему полиции понадобилось несколько дней для обнаружения флакона якобы с "Новичком" в доме Стерджес, если он стоял на полке в кухне, и многие другие нестыковки в построениях Скотленд-Ярда".
В диппредставительстве РФ в Соединенном Королевстве также призвали британские власти дать ответ на вопрос, "где и в каком состоянии находятся Сергей и Юлия Скрипали, фактически похищенные и лишенные свободы британскими спецслужбами".