Какая зрада: Литва бросилась покупать электричество у Путина и Лукашенко. Киев в недоумении
Литва, которая призывала Украину отказаться от импорта электроэнергии с Белорусской АЭС, сама активно потребляет электричество, выработанное на этой станции, заявил депутат Верховной Рады, председатель комитета по вопросам энергетики и ЖКХ Андрей Герус.
По его словам, Литва, президент которой призывал Украину не покупать электроэнергию с Белорусской АЭС, резко увеличила закупки электроэнергии в соседней стране.
«Хотя по документам это оформлялось, как импорт через Латвию, физически в Литву заходила электроэнергия из Белоруссии — все это видели и это понимали, а министр энергетики Литвы признавал публично, что Литва потребляет электроэнергию с Белорусской АЭС», - написал Герус на своей странице в соцсети.
«Очевидно, что и сейчас в Литву значительные объемы электроэнергии поступают с Белорусской АЭС, против которой, как мы слышали, борется Литва. Также в начале октября Литва вдвое увеличила импорт электроэнергии из РФ (из Калининграда)», — добавил он.
При этом, по его словам, после введения Украиной запрета на импорт электроэнергии из Белоруссии рынок Прибалтики остался для последней единственным.
Напомним, что на Украине действует мораторий на закупку электроэнергии в России и Белоруссии. Однако, как писали СМИ со ссылкой на собственные источники в министерстве энергетики, власти страны планируют начать импорт электроэнергии из Белоруссии с 1 ноября. Минэнерго Украины позднее опровергло эту информацию и заявило, что не намерено возобновлять импорт поставок электроэнергии из России и Белоруссии во время отопительного сезона. Но есть ли у них выбор? Тем более, когда Литва плюнула на собственные ограничения.
Литовцы больше всех агитировали не покупать электричество у Белоруссии, но как начался кризис, оказалось, что они там первыми в очереди стоят? Как так? — Мне кажется, это вопрос к Вильнюсу, — говорит заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
— Одним из поставщиков электроэнергии для Литвы является Швеция. Шведы неожиданно для себя обнаружили, что ветер иногда не дует, и теперь им не до поставок в Литву. В этой ситуации приходится выкручиваться.
«СП: — А когда Литва боролась с белорусской АЭС, они понимали, что все равно закупать у Минска придется? Или все это чистая показуха? Но для чего?— Не знаю. Возможно, руководством Литвы двигала зависть. Оно при вступлении в ЕС обязалось закрыть Игналинскую АЭС. Литве обещали, что на месте плохой советской атомной электростанции построят хорошую европейскую. До сих пор ищут деньги на это строительство. А Минск за это время успел и договориться с Россией, и построить АЭС, что делает перспективы атомной генерации в Литве и вовсе нереальными
«СП: — А Украине теперь завидно и обидно? Ну, пусть тоже начнут покупать у белорусов…— С 1 ноября, если понадобится, начнут. У Белоруссии электроэнергии хватит.
«СП: — Мораторий Украины на закупку энергии у РФ и Белоруссии чисто политический или он имеет экономический смысл? Нужен ей импорт энергии? Ведь у нее есть четыре действующие АЭС, больше в Европе только у России, Франции и Британии…— Запрет на импорт электричества из РФ и РБ касался только периода пониженного спроса. Это своего рода форма поддержки собственных производителей электроэнергии, которые в конкурентной борьбе могут проиграть поставщикам из России и Белоруссии. Прецеденты в 2019 году уже были.АЭС — это базовая генерация, она в период повышенного спроса не может решить проблему удовлетворения резко растущего потребления.
«СП: — По словам Геруса, после введения Украиной запрета на импорт электроэнергии из Белоруссии рынок Прибалтики остался для последней единственным. Это усилило переговорную позицию покупателей и по цене для балтийских стран. Так ли это? Насколько критично для Минска, что у него не покупает та же Украина?
— Это долгий разговор. Если ответить предельно коротко, то пусть потенциальные покупатели из Прибалтики найдут поставщиков в Европе, которые могут: а) поставить им электроэнергию; б) поставить по разумной цене. Я бы не переоценивал силу переговорной позиции Вильнюса. Производители не выстраиваются у его ворот.
«СП: — А что Европа? Ее отношение к Белорусской АЭС теперь изменится? И вообще к атомной энергетике?
— Европа спокойно относилась к АЭС в Белоруссии. В Европе обострились споры о необходимости выдать АЭС статус безуглеродной генерации. Если выдадут, у атомной энергетики откроется второе дыхание.
— Думаю, что Литва действительно собиралась прекратить покупку белорусской электроэнергии, — говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
— Они считали, что собственной генерации плюс покупки электричества у Швеции, Польши и Латвии им хватит для удовлетворения внутреннего спроса. Но что-то пошло не так. А именно — в 2021 г. образовался тотальный дефицит энергии во всей Европе. Газ стал очень дорогим, что заставляет саму Литву экономить его. У Швеции в этом году все совсем плохо. Там маловодье, соответственно ГЭС вырабатывают мало электроэнергии. В итоге самой Швеции пришлось расконсервировать старую мазутную электростанцию.
В этих условиях, чтобы вообще не остаться без электричества Литва вернулась к единственно возможному варианту — покупать его у Белоруссии. Тут и цена самая лучшая, и вообще есть возможность хоть сколько-то купить, потому как другие поставщики ничего не продают даже по высоким ценам. Но после окончания отопительного сезона и в случае, если другие поставщики вновь смогут удовлетворить спрос в Литве, то она опять откажется от белорусской электроэнергии. Пересмотра позиции не будет — слишком долго они ругали БелАЭС, чтобы теперь признать свою ошибку.
«СП: — А что теперь Украина? Снимет мораторий?
— Украина с 1 ноября, скорее всего, вернется к закупкам российской и белорусской электроэнергии. Запрет на импорт был введен очень хитро. Летом, когда на Украине не было дефицита, запрет работал. Он был изначально до 1 октября, но его продлили до 1 ноября. В итоге пока нового продления нет. Значит, автоматически с 1 ноября украинские компании смогут опять импортировать. Они, конечно же, станут это делать, чтобы сэкономить уголь и газ на зиму, так как уже сейчас этих ресурсов мало. Вряд ли украинское руководство вообще это как- то будут объяснять гражданам, так как все всё понимают. Ведь аналогичный запрет на летний импорт действовал и в прошлом году.
«СП: — Лукашенко ранее заикался о второй АЭС. Может ли на фоне всего этого появиться надобность в ней?
— Вторая АЭС белорусам нужна только, если они захотят еще больше сократить потребление российского газа. Так как электроэнергия от АЭС в большей степени будет идти именно на внутренний рынок. Но за АЭС кредит нужно отдавать. Сейчас Минск хочет сделать так, чтобы и за первую станцию отсрочить возврат кредита: сказать, выдайте нам второй кредит, а отдавать мы будем уже оба кредита вместе. Но в целом проект второй АЭС вряд ли будет реализован. Сама Россия под этот второй кредит не даст, так как и с возвратом первого есть вопросы.
— То, что Литва будет брать электроэнергию у Белоруссии, было и так понятно после того, как поднялись цены на северо-западном рынке, когда цены доходили до 140-160 евро за мегаватт, — отмечает украинский эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский.
— Поэтому нужно очень четко разделять политические заявления литовского руководства и реальные потребности энергетики страны – последние просто возобладали.
Отговаривание Украины относится сюда же, хотя, тут мы видим все же экономический подстекст — о чем говорит Герус, что, отговорив Украину, Литва создала себе хорошую переговорную позицию, став единственным покупателем. Но теперь ситуация, думаю, поменяется, и Украина снимет запрет на импорт электроэнергии из Белоруссии и России. Причина простая — недостаток угля. Нужен некий резерв, и, скорее всего, этим резервом станет как раз электроэнергия из России и Белоруссии.
«СП: — Насколько, по-вашему, Украина энергосамостоятельна?
— Она энергосамостоятельна, но, повторю, проблема в угле — он необходим для тепловых электростанций, которые выполняют балансирующую функцию. Они — маневрирующие мощности, поскольку атомная генерация выдает энергию ровным графиком, и маневрировать ей практически невозможно. Можно ограничивать мощность, но это не рекомендуется, т.к. ведет к перерасходу топлива и быстрому износу оборудования.
Поэтому маневр всегда ложится на тепловые электростанции — так происходит во всей энергосистеме бывшего СССР, да и не только — к примеру, в Германии маневрируют тоже тепловые, угольные и газовые станции.
С учетом зимних температурных колебаний, импорт на Украине будет открыт точно до конца отопительного сезона, и никаких политических решений по запрету не будет.