о желании Украины создать единую экономическую зону с ЕС

«По сути дела, Украина добровольно отдала значительную часть своего суверенитета и открыла торговые границы для дешёвой европейской продукции (китайского происхождения). Грёзам Стефанишиной о полном доступе к европейским рынкам едва ли суждено осуществиться по одной простой причине: качество украинских товаров не позволит им пройти многочисленные европейские регламенты. Так что и выходить будет особенно не с чем».

Киев изобретает новые формы сотрудничества с ЕС, чтобы хотя бы на полшага стать ближе к заветной интеграции в семью европейских государств и НАТО. Вице-премьер по европейской и евро-атлантической интеграции Украины Ольга Стефанишина заявила в интервью изданию «Европейская правда», что необходимо создание единой экономической зоны с ЕС. Это якобы откроет Украине полный доступ на европейские рынки.

«Мы должны выходить на более амбициозный формат диалога с Евросоюзом и говорить о создании единой экономической зоны. То есть не просто зоны свободной торговли, ведь у нас это уже есть в соответствии с соглашением об ассоциации. Вместо этого мы стремимся к общему экономическому пространству, в основе идеологии которого будет лежать полный доступ ко всем четырём свободам ЕС (свободное перемещение товаров, услуг, рабочей силы и капитала). Это другая идеология и религия — создание единого рынка с ЕС», — заявила Стефанишина.

По её словам, в начале 2022 года Киев намерен начать диалог о присоединении к Конвенции ЕС о совместном транзите, что поможет бороться с теневым, серым импортом. «Также мы завершаем до конца года вторую фазу оценки в рамках соглашения ACAA (промышленный безвизовый режим). И непосредственно на саммите начнём политические переговоры по заключению этого соглашения», — добавила она. Стефанишина также указала, что правительство Украины готовит предложения по пересмотру квот в рамках соглашения о зоне свободной торговли с ЕС и включении в него новых позиций.

Очевидно, что новые формы торговых отношений, даже если они и будут созданы, не очень сильно повлияют на текущее положение дел, которое достаточно жёстко регламентируется соглашением об ассоциации с ЕС. Несмотря на то что доля Евросоюза в украинском экспорте составляет 40%, ограничения и квоты, введённые соглашением, привели к массовому закрытию предприятий и увеличению импорта европейских товаров. Украинская продукция оказалась неконкурентоспособной, поскольку производители не в состоянии обеспечить её соответствие европейским стандартам.

Для этого требуется дорогостоящее оборудование, закупать которое украинский бизнес не в состоянии. Помимо этого, нужна расширенная законодательная база, которой не существует даже в проекте.

Кроме того, в соглашении прямо указывается, что в том случае, если украинская промышленность будет мешать европейской, вводятся ограничения на экспорт. То есть ни о каком равенстве партнёров не может быть и речи. Уже после вступления в действие соглашения о зоне свободной торговли миллиардер Юрий Косюк говорил следующее: «Это обман Украины, на самом деле никакого открытия рынков не произошло... Европа говорит о зоне свободной торговли с Украиной, и одновременно подписана куча исключений и ограничений для экспорта украинских товаров».

По сути дела, Украина добровольно отдала значительную часть своего суверенитета и открыла торговые границы для дешёвой европейской продукции (китайского происхождения). Грёзам Стефанишиной о полном доступе к европейским рынкам едва ли суждено осуществиться по одной простой причине: качество украинских товаров не позволит им пройти многочисленные европейские регламенты. Так что и выходить будет особенно не с чем. Но даже если удастся довести продукцию до требуемых стандартов, пункт соглашения об ограничениях на экспорт конкурентоспособной украинской продукции ставит крест на всех надеждах на действительно свободную торговлю. Никакой единой экономической зоны быть не может, поскольку изначально украинская экономика поставлена в положение глубоко второсортной и глубоко окраинной.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.