Политолог Маркелов — о газовом вопросе: «В будущем на Украине будет только хуже»
Глава украинского «Нафтогаза» Юрий Витренко предложил снова наложить санкции на проект трубопровода «Северный поток — 2», и таким образом заблокировать его работу. Об этом сообщает «ИноСМИ».
Витренко считает, что благодаря таким мерам «Газпром» вынужден будет поставлять газ по старым трубопроводам в прежнем объеме, в том числе через территорию Украины, и цены на газ в Европе снизятся до прежних показателей. Ранее США ввели санкции против российского судна-трубоукладчика и компаний, которые принимали участие в строительстве «СП-2», однако когда проект трубопровода был практически завершен, Вашингтон отступил от этой стратегии.
Утром, 6 октября цена на российский газ в Европе достигла рекордных показателей в 1 900 долларов за тысячу кубометров и продолжает расти. Однако возвращение санкций нисколько не поможет в урегулировании цен на поставку энергетических ресурсов в Европу, уверен российский политолог Сергей Маркелов. Об этом он рассказал в комментарии изданию «Слово и Дело».
«Предложение главы "Нафтогаза", безусловно, надуманное», — уверен политолог. — «Раньше была определенна система, при которой велось газоснабжение и всех устраивали условия. Были установлены цены, прогнозы на поставки газа через "Южный", "Турецкий", "Украинский" потоки. Однако политическая конъюнктура изменилась: возникла политическая и экономическая русско-украинская проблема, возникли конфликты с Прибалтикой. Соответственно, только глупый не воспользуется изменениями политической конъюнктуры и не поднимет ставки».
Глупостью «Газпром» не отличается, соответственно, компания стала поднимать цены на поставки газа в Европу, в том числе, чтобы противники нового газопровода отступили и чтобы «Северный поток — 2» был введен в эксплуатацию.
«"Газпром" делает то, что он должен делать: он подкрепляет политические конструкции России. Безусловно, в ответ на изменение политической конструкции в мире Россия имеет право изменить свои правила», — считает Сергей Маркелов. — «Условно говоря, российская сторона тоже заинтересована в увеличении потоков, мы готовы еще хоть десять газопроводов протянуть, под землей, из космоса — что хотите. Взамен Россия хочет иметь право так же реагировать на политические изменения в мире».
По словам политолога, если России не нравится политическая позиция Украины, которая «одной рукой пишет, второй — зачеркивает», государство не обязано обеспечивать соседа, который политически относится к России как к интервенту. Россия больше не хочет участвовать в украинской и европейской игре в двойные и тройные стандарты.
«Сегодня мы имеем то, что Украина продолжит кричать о вопиющей несправедливости, обращаясь ко всему земному шару, к инопланетянам с мольбой о помощи. Потому что значительную часть бюджета Украины покрывал транзит российского газа через ее территорию», — рассказывает Сергей Маркелов. — «Поэтому в будущем на Украине будет только хуже, максимальные политические истерики она уже продемонстрировала. Наверняка украинское правительство понимает, что судьба страны никому не интересна, кроме нее самой».
Соответственно, сегодня Украина выбрала единственную стратегию, которая может привлечь внимание союзников к ее личной проблеме: вещать со всех трибун прогнозы, будто бы от введения в эксплуатацию «Северного потока — 2» и сокращения поставок природного газа через украинский транзит пострадает вся Европа. Политики стремятся сделать видимость, будто индивидуальная проблема отдельной страны является общеевропейской.
Это интересно: Что должно произойти, чтобы США стали закупать нефть у России