Как Кремль может отомстить Саакашвили за Южную Осетию?
Михаил Саакашвили и его сторонники готовили в Тбилиси «майдан» и убийства. С таким заявлением со ссылкой на спецслужбы выступил премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили.
По словам Гарибашвили, сторонники экс-президента из «Единого национального движения» (ЕНД) намеревались собрать 10-тысячную толпу, а после задержания Саакашвили и возможных беспорядков убить в суматохе оппозиционных лидеров. Это привело бы к делегитимации власти Грузии за рубежом, отставке правительства и новым выборам. План не был принят, потому что лидер ЕНД Никанор Мелия выступил против.
Эта информация может лечь в основу новых обвинений против Саакашвили. При том, что он и так уже обвиняется в разгоне протестов в ноябре 2007 года, растрате бюджетных средств, незаконном изъятии собственности у миллиардера Бадри Патаркацишвили и причастности к погрому в телекомпании «Имеди». По двум заочным приговорам по делам об убийстве и вооруженном нападении на депутата Саакашвили осужден на 3 и 6 лет лишения свободы.
Президент Грузии Саломе Зурабишвили отказалась помиловать бывшего главу государства, чтобы «быть честными перед людьми, пострадавшими от его режима». Она уверена, что Саакашвили прибыл в Грузию дестабилизировать обстановку. Сам экс-президент считает себя политзаключенным. В одиночной камере тюрьмы в городе Рустави он объявил голодовку. Он требует к себе консула Украины, гражданином которой является (грузинского гражданства у «Мишико» нет).
Уверенности Саакашвили могут придавать результаты прошедших муниципальных выборов, на которых «Единое национальное движение» получило 30% голосов. Примерно столько же было и на прошлых выборах. Правящая партия «Грузинская мечта» набрала около 49%, из-за чего должен состояться второй тур. Таким образом, арест экс-президента хотя и не добавил его партии голосов, помешал действующей власти убедительно победить в первом туре.
В Кремле к аресту Саакашвили отнеслись внешне индифферентно. «Там, где Саакашвили, там - цирк. Важно, чтобы этот цирк не представлял опасности для граждан любой страны, где находится этот господин. Поэтому, слава богу, не наш вопрос», - прокомментировал Дмитрий Песков. Но может России следует воспользоваться ситуацией и попытаться наказать Саакашвили за его русофобские «фокусы» в Южной Осетии и на Украине?
Своей оценкой текущей ситуации в Грузии поделился ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Николай Крылов.
- В Грузии борются за власть две силы: «Грузинская мечта» (ГМ) и «Единое национальное движение». Обе категорически прозападные, но Запад не знает, как их помирить. И ЕС, и США оказались сейчас в глупом положении.
С одной стороны, выборы прошли корректно. И прошлые — парламентские, и нынешние — муниципальные. Кроме того, как Грузии можно предъявлять претензии по поводу выборов, если ее уже более полутора десятков лет усиленно демократизируют — строят там институты с помощью того же Запада? С другой стороны, как быть с верными клиентами из партии ЕНД? Они — свои. У них есть лоббисты, контакты в Брюсселе, в Вашингтоне. Бросить их нельзя.
При этом ЕНД ведет себя как капризный ребенок, которому не дали конфету. Грозят отказаться работать в парламенте, вывести сторонников на улице, требовать, чтобы грузинские избиратели пересмотрели свой выбор. Как Западу выйти из этого положения – не понятно. Думаю, кризис этими выборами не закончится, протесты продолжатся, ЕНД будет искать новые поводы для обострения. И «Грузинская мечта» эти поводы, конечно же, даст. Арест Саакашвили этому тоже способствует.
«СП»: – Кремль явно имеет зуб на Саакашавили за «революцию роз», за Южную Осетию, за постмайданную Украину...
- Для России обе грузинские политические силы одинаковы. Там есть оттенки, но они несущественные... Что касается «зуба на Саакашвили», то наша страна — ядерная держава, член Совбеза ООН, одно из самых влиятельных государств на планете. Кто такой Саакашвили, чтобы у нас был на него зуб?! Россия с ним уже разобралась в августе 2008-го. И грузинские избиратели разобрались, когда «прокатили» его на выборах в 2012 году.
Конечно, расследование уголовного дела о событиях в Южной Осетии продолжается. Есть материалы на эту тему. Но это не называется «зуб на Саакашвили». Сейчас ему еще и в Грузии добавят обвинение за незаконный переход границы - дело с хорошими судебными перспективами. Что касается призывов Саакашвили собраться толпой и идти свергать правительство, то это лишь формально является призывом к перевороту.
Но чем это отличается от тех методов, с помощью которых Саакашвили пришел когда-то к власти? Тогда все в Грузии согласились, что это был не переворот, а «революция роз» и прорыв к свободе и демократии. И на Западе политические круги с этим согласились (хотя, например, в академических кругах взгляд более сложный). Перевороты в Грузии и на Украине там переворотами не считаются. Но если сейчас в Тбилиси все-таки захотят это уголовное дело расследовать, то будут расследовать.
«СП»: – Скорее всего захотят. Поддержка 30 процентов избирателей — это много. Саакашвили опасен для действующей власти...
- На парламентские выборы идет множество мелких партий, а на муниципальные они ресурсы не тратят. Ситуация с доминированием двух партий объясняется именно этим. Однако, обе партии заинтересованы в противостоянии, так как таким образом они мобилизуют своих сторонников. Оппозиция благодаря этому показывает приличный результат, а правящая партия смещает фокус внимания избирателей со своих действий на вопрос возвращения или невозвращения Саакашвили.
«Единое национальное движение» неоднородно. Несколько лет назад там был раскол. Были споры по поводу лидера партии. Там есть группы радикалов, выступающие за постоянный кризис, а есть те, кто готов довольствоваться ролью крупной парламентской партии. Очевидно, радикалы пока выигрывают, ведь возвращение и арест Саакашвили подпитывает именно их. К тому же Саакашвили — создатель «Единого национального движения».
«СП»: – Саакашвили надо еще уцелеть в тюрьме. Во время своей войны с криминальным миром Грузии он, наверняка, нажил себе немало врагов. Правда, с тех реформ прошло уже много лет...
- Думаю, в тюрьме его сберегут. С него будут пылинки сдувать. Потому что «Грузинской мечте» еще предстоит торговаться об условиях его передачи Украине. Никто к нему криминальных авторитетов не допустит и отомстить не позволит.
Что касается реформ, то настоящие институциональные реформы – местного самоуправления, судебной системы, гражданской службы – начали проводить в Грузии уже после того, как Саакашвили ушел из власти. Сам он пользовался наследием Шеварнадзе, так как это было выгоднее.
Единственное, чего добился Саакашвили — консолидировал власть и провел конституционную реформу, после чего Грузия стала парламентской республикой, из-за чего ее теперь постоянно трясет.
Получивший ранение под Цхинвалом военкор «КП» Александр Коц отметил, что Саакашвили предстоит однажды понести ответственность и за военные преступления.
- В Грузии конфликт двух политических сил, каждая из которых обвиняет другую во всех смертных грехах, в работе на Кремль. У России настолько испорчены отношения с этой страной на уровне властей, что нынешний скандал, мне кажется, никак не добавит инструментов для их улучшения. Обе силы настроены негативно к россиянам. Вспомните, когда Саакашвили высадился на берег Батуми, он тут же заявил, что русские скупают там недвижимость. То есть для них русские — угроза.
А вот на уровне простых людей отношения вполне приемлемые. Я был в Грузии несколько лет назад и никакого отторжения к себе как к гражданину России не чувствовал. При этом в Тбилиси во время периодических волнений звучат русофобские лозунги, жгут российские флаги, выгоняют наших парламентариев. Если Россия и могла бы как-то повлиять на ситуацию, то только вырастив там с помощью лоббизма, инструментов мягкой силы лояльные себе кадры.
Не думаю, что России стоит серьезно вмешиваться в нынешний конфликт и надеяться стать его бенефициаром.