На Украине крымским татарам места не нашлось
У наших украинских соседей паника: МИД России приглашает представителей крымско-татарской диаспоры на конгресс соотечественников, который пройдет в середине октября в Москве. Многочисленные эксперты и маргиналы из числа крымско-татарских коллаборационистов, окопавшихся в Киеве, силятся доказать, что крымские татары не могут считаться российскими соотечественниками, что они не имеют никакого отношения к Русскому миру и т.д. Все эти потуги безнадежны по одной простой причине: нет у крымских татар отечества на Украине, в Киеве или на Херсонщине. Там они, несмотря на квази-статус «коренного народа» Украины, – национальное меньшинство со своей виртуальной автономией, которая на практике ничем не подкреплена.
Об этом пишут и сами украинцы. Так, на своей странице в Facebook экс-депутат Верховной Рады Алексей Журавко опубликовал следующий пост: «Несмотря на обещания властей, так и не приняты законы “О статусе крымскотатарского народа”, “О коренных народах”, обещанные бывшим президентом Петром Порошенко ещё в 2014 году. Намеренно не вспоминаются планы создания крымскотатарской автономии. Следующий президент Владимир Зеленский обещал сделать Курбан-Байрам и Ураза-Байрам государственными праздниками, построить новые мечети, но, само собой, не вспоминает о своих обещаниях. Украинские власти даже не могут с 2016 года выделить землю под строительство домов на 500 квартир для крымских татар на юге Херсонской области недалеко от Крыма. Финансирование проекта полностью готова взять на себя Турция, однако, видимо, в бюджете не предусмотрены взятки для украинских чиновников, поэтому вопрос не решается».
Не менее абсурдными выглядят и попытки подвести некую историческую базу под мнимое единство украинцев и крымских татар. Так авторы новой книги «Казаки и татары: украинско-крымские союзы 1500-1700-х годов» Тарас Чухлиб и исследователь крымской истории Гульнара Абдулаева в рамках формируемой идеологизированной истории Украины, пытаются выдвинуть версию о военно-политическом союзе запорожских казаков и крымских татар якобы на том основании, что те и другие были «воинами».
Союзы в те далекие времена между казаками и татарами действительно были, но носили они, как правило, временный характер. А вот о чем не очень любят вспоминать украинские исследователи – это о том, как со второй половины XVI, а в особенности в XVII веке запорожская казацкая вольница буквально устроила террор османским и татарским приморским населенным пунктам Черного и Азовского морей, вырезая и убивая мирное крымско-татарское население.
Приведем только пару примеров. В середине 1570-х гг. 5 тысяч запорожцев под начальством войскового есаула Нечая осадили Кафу, нынешнюю Феодосию, взяли ее штурмом, разграбили город и вырезали почти всех жителей, кроме 500 пленников обоего пола. В 1575 году запорожские казаки предприняли новый поход на Крым под предводительством князя Богдана Ружинского, известный также как «Богданко». Проникнув в Крым через северную крепость Перекоп (Ор-Капы), казаки предали огню и мечу многие города полуострова, зверски убивая местное мусульманское население. Рассвирепевшие казаки выкалывали глаза мужчинам и отрезали груди женщинам. Может быть Украине, стремящейся к общеевропейским человеческим ценностям, стоит покаяться перед крымскими татарами за эти преступления вековой давности?
Не любят идеологи современной националистической Украины вспоминать негативную роль украинцев в процессе депортации крымско-татарского населения из Крыма и последующей украинизации полуострова. Поэтому стоить напомнить некоторые весьма любопытные факты. Так, одним из ключевых руководителей спецоперации по выселению крымских татар из Крыма в 1944 году был украинец по национальности, уроженец Полтавщины, генерал-лейтенант Иван Шередега, начальник Главного управления внутренних войск НКВД СССР. Активно в этом ему помогал харьковчанин Василий Сергиенко, нарком внутренних дел Крымской АССР и позднее – начальник УНКВД Крымской области, то есть один из основных организаторов депортации крымских татар, болгар, греков, армян. Подчеркнем, что и на низовом уровне, среди солдат и офицеров войск НКВД, участвовавших в депортации, было также много украинцев.
Не русские, а именно украинские, националистически настроенные руководители запрещали возвращаться в Крым крымским татарам после XX cсъезда КПСС, на котором была осуждена репрессивная сталинская политика. Тогда основным препятствием в возвращении крымских татар на родину явилась непримиримая позиция руководства Украины в лице А.И. Кириченко, украинца, первого секретаря ЦК Компартии Украины, фактического полноправного правителя этой союзной советской республики. Он прекрасно понимал, что возвращение депортированных приведет к целой цепочке правовых актов по отмене антиконституционных репрессивных законов и восстановления статус-кво Крымской АССР в прежнем составе России.
И далее, в 50-80 гг. XX века, руководство Украинской ССР последовательно проводило линию на украинизацию Крыма. Только за лето 1951 года вышло несколько правительственных постановлений о массовом переселении украинцев в Крым. Переселяли в основном из центральных и западных регионов Украины. Киевскими правителями искусственно менялась этническая и языково-культурная карта Крыма. При этом крымским татарам и другим народам, веками жившим на полуострове, запрещалось возвращаться в Крым.
Так, совет министров Украинской ССР 15 декабря 1956 г. принял специальное постановление, в котором прямо говорилось о «…нецелесообразности расселения на территории Херсонской, Запорожской, Николаевской и Одесской областей татар, немцев, греков, болгар, армян и других лиц, которые раньше проживали в Крымской области, а сейчас возвращаются с мест специального поселения. Обязать исполкомы областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся этих областей: …прекратить прием татар, немцев, греков, болгар, армян и других лиц, которые раньше проживали в Крымской области, а сейчас возвращаются с мест специального поселения и подавать им необходимую помощь в выезде за границы этих областей, а также за границы УССР».
Подписано это постановление двумя украинцами: главой Совета Министров УССР Н.Кальченко и управляющим делами Совета Министров УССР Ф.Сиренко.
Пустые обещания щедро раздавались крымским татарам более четверти века пребывания Крыма в составе независимой и так называемой демократической Украины. Но так ничего и не было сделано. Причина проста: с начала 2000-х гг. олигархические кланы Украины в своих корыстных интересах ограбления государства при поддержке Запада начали строить националистическое моноэтническое государство. В рамках официально объявленной доктрины построения унитарной Украины – «одна страна, один народ, один язык, одна вера» – крымским татарам места так и не нашлось. О них вспомнили только после 2014 года, когда Крым «уплыл» от Украины. Вспомнили не потому, что в них особо нуждались, – в противовес России.
Для нынешних киевских правителей крымские татары – один из козырей во внешнеполитической игре, позволяющий получать финансовое вспомоществование от Запада. Поэтому любые манипулятивные попытки представить Украину как традиционного союзника и кровного радетеля за крымских татар выглядят циничной ложью.
Де-факто крымские татары с конца XVIII века всегда являлись гражданами российского государства за исключением короткого периода нахождения в составе независимой Украины. Напомним, что о социальной интеграции татар России в российское общество мечтал великий сын крымско-татарского народа – выдающийся просветитель Исмаил Гаспринский. Сегодня крымские татары - часть единого и многонационального российского народа. Приглашая зарубежных крымских татар на конгресс соотечественников, Москва дает четкий сигнал, что их настоящая историческая родина – российский Крым. Так было, есть и будет, как бы кому не хотелось на Украине и за ее пределами.