Войти в почту

Талибы споткнулись о Панджшерское ущелье

Несмотря на впечатляющие успехи движения «Талибан» (запрещенная в России террористическая группировка) во взятии под свою власть Афганистана, одна из провинций страны по-прежнему остается неподконтрольной ему. Это Панджшер, где ни один из семи районов не сдался талибам. В Панджшерском ущелье сейчас сосредотачиваются антиталибские силы.

Их негласно возглавляет Ахмад Масуд — сыном легендарного военачальника и афганского национального героя Ахмада Шах Масуда. Мы совместно с экспертами разбирались, каковы перспективы непокорной провинции в борьбе с талибами сегодня.

Фото: AP

Над Панджшерской долиной впервые за двадцать лет поднято знамя «Объединенного исламского фронта спасения Афганистана», более известного как «Северный альянс». Что интересно, черно-бело-зеленый триколор отличается от официального черно-красно-зеленого флага Афганистана (не говоря уж о белом талибском полотнище).

А как сообщает выходящее в ОАЭ издание The National, когда пал Кабул, панджшерцы перебросили боевые вертолеты и бронетехнику из провинции Панджшер в одноименную долину. Там к ним присоединились несколько командиров афганских спецназовцев, которые отказываются сдаваться талибам.

Панджшерское ущелье занимает особое место в истории военных конфликтов в Афганистане. Долина находится всего в нескольких десятках километров от Кабула, горы Гиндукуш делят страну на две части, а по ним проходят многочисленные перевалы с севера на юг.

Именно здесь родился Ахмад Шах Масуд, который прославился тем, что во время Афганской войны успешно и непоколебимо удерживал долину от советских войск, за что был прозван «Панджшерским львом». Военачальники СССР характеризовали его как искусного командира, а также договороспособного противника — в начале 1980-х годов он единственным из моджахедов выразил готовность к перемирию с Москвой. Он же возглавил «Северный альянс» — активно противостоявшую талибам афганскую группировку.

Масуд был убит террористами-смертниками в сентябре 2001 года, за несколько дней до терактов 9/11.

Однако спустя 20 лет на сцену вышел его 32-летний сын, Ахмад Масуд-младший, которому сейчас прочат роль неформального лидера сопротивления «Талибану» во все том же непокоренном боевиками Панджшере.

Он изучал военное дело в Королевском колледже Лондона и прошел военную подготовку в британской армии в Сандхерсте. На кадрах из соцсетей видно, что он прибыл в Панджшерскую долину вскоре после падения Кабула, пообещав возглавить сопротивление против талибов и отстоять то, что осталось от афганской конституции. Впрочем, как его риторика, так и заявления талибов двояки.

Собираясь противостоять новым властителям страны, Масуд-младший заявил в то же время о готовности решить конфликт мирным путем и прийти к «единому Афганистану». Представитель политического офиса «Талибана» Мохаммед Наим также сказал, что проблема Паджшерского ущелья не является острой и предполагает дипломатическое решение, — однако это заявление прозвучало из Дохи, где заседают талибские функционеры. На афганской же земле, близ Панджшера, уже идут боевые столкновения за контроль на провинцией.

Мнения опрошенных «МК» экспертов относительно судьбы «панджшерского сопротивления» разделились. Политолог, эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов отметил, что сейчас одним из ключевых факторов стало заявление вице-президента Афганистана Амраллы Салеха о том, что именно он в условиях бегства Ашрафа Гани является исполняющим обязанности главы государства.

«В случае отсутствия, бегства, отставки или смерти президента первый вице-президент становится временным президентом», — написал в соцсетях Амралла Салех. – Я нахожусь в своей стране и являюсь законным временным президентом».

«Это затрудняет процесс мирного транзита власти, — комментирует Аркадий Дубнов. — С этой точки зрения движение таджиков, окопавшихся в Панджшере, можно назвать попыткой сопротивления незаконному военному перевороту в Кабуле. Надо иметь в виду, что и в Москве всегда резко отрицательно относились к переговорам. Не учитывать это — значит игнорировать важную составляющую внешнеполитической концепции России».

При этом, считает Дубнов, у военного сопротивления в Афганистане все равно мало шансов на успех, поскольку ресурсы в Панджшере незначительны.

Перспективы гражданской войны также пока не ясны — трудно представить, что панджшерские таджики смогут бросить вызов большинству населения страны, которое так или иначе сдалось «Талибану».

«Как говорил мне еще в 1999 году сам Ахмад Шах Масуд: «Мы воюем не с талибами — они, как и мы, афганцы. Мы воюем с Пакистаном» — вспоминает эксперт. — И в этих обстоятельствах гражданская война мне видится маловероятной. Хотя и будут попытки противостоять «Талибану». Но, полагаю, до создания, например, нового «Северного альянса» дело вряд ли дойдет — лидеры северян слишком разобщены».

Директор Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар в беседе с «МК» отметил, что сопротивление в Панджшере — лишь одна часть усилий, прилагаемых для того, чтобы «Талибан» пошел на уступки и формирование инклюзивного правительства. Другая составляющая — это необходимое вмешательство международных игроков.

«Теперь же внешним силам необходимо вступить в контакт с Масудом и действовать сообща. Насколько я знаю, они уже ведут переговоры через старейшин, — отметил аналитик. — Силы Масуда — единственные, кто может сопротивляться талибам, Панджшер уже за десятилетия подтвердил такой свой статус, не случайно «Талибан» оставил его напоследок».

По мнению Нессара, если действия Масуда будут успешны, к нему вполне могут присоединиться другие силы, включая и лидеров, сбежавших из страны. При этом эксперт не исключил формирование своеобразного «Северного альянса 2.0» — если талибы допустят просчеты.

Уника новости 18.08.2021 16:46 — дата и время публикации

Как сообщает МК

МK

Сообщение Талибы споткнулись о Панджшерское ущелье появились сначала на Уника новости - Свежие новости России и мира. Последние новости - картина дня, политика, экономика и другие события. Фото и видео. Новости сегодня, сейчас в сми.