На погранпункте между Россией и Китаем образовалась очередь из нескольких сотен фур

Грузоперевозчики сообщают, что на пропускном пункте между Россией и Китаем скопилось уже около 500 фур, пишет «Коммерсант». В Федеральной таможенной службе подтвердили очередь более чем из двухсот фур и подчеркнули, что происходит это не по вине российских таможенников.

На погранпункте между Россией и Китаем образовалась очередь из нескольких сотен фур
© BFM.RU

Так или иначе, в хвосте из грузовиков уже доходит до драк. Проблемы начались и на казахско-китайской границе. Заторы связаны с резким ростом транзитных грузоперевозок между КНР и Европой.

Критическая ситуация сложилась на крупнейшем сухопутном переходе Забайкальск-Маньчжурия. Местная инфраструктура, как описывает «Коммерсант», оказалась не готова к увеличению трафика в условиях противоэпидемических мер.

В Китае новая вспышка коронавируса и контроль на границе усилился. Квота до 100 грузовиков в сутки, по факту границу успевают пройти около 80 машин, констатирует коммерческий директор международной транспортной экспедиционной компании «Траско» Алексей Чиняков:

Алексей Чиняков коммерческий директор международной транспортной экспедиционной компании «Траско» «По нашей информации, которая у нас приходит в первую очередь от водителей, в настоящий момент в очереди ожидают порядка 500 автомобилей, которые хотят зайти в Китай. В очереди, да, подтверждаю, что довольно-таки напряженная обстановка. Случаются и стычки, но это все из-за того, что водители пытаются объехать по полю или по встречной полосе эту очередь и вклиниться впереди под подходящую квоту».

По словам перевозчиков, дальше происходит следующее: те, кто не успел пройти по суточной квоте, возвращаются, чтобы оформить новый электронный пропуск и далее уже пытаются пройти без очереди (на что, с точки зрения логики, имеют право). На деле все это перерастает в конфликты. Плюс попытки пройти вне очереди тех, кто везет скоропортящийся товар. Но, по словам дальнобойщиков — на российско-китайской границе дела были и похуже. Сейчас ситуация не такая напряженная, как пару месяцев назад.

А вот новая точка кипения — это граница Китая с Казахстаном, указывает управляющий партнер компании «Хекни Груп» в России Александр Горьков. И дело тут не в коронавирусе, а в особенностях растаможки грузов. При попадании китайских товаров на территорию стран Евразес через Россию уплачиваются все налоги. А при растаможке груза в других странах есть варианты очень хорошо сэкономить, продолжает Горьков:

Александр Горьков управляющий партнер компании «Хекни Груп» в России «В Белоруссии создана система, фактически она создана на государственном уровне, которая позволяет: производить таможенную очистку с инвойсом, убитым в десять раз или кратно. И плюс, соответственно, существует система отсрочки уплаты НДС. То есть она сделана таким образом, что грубо говоря, в какой то момент просто компания, которая должна производить что-то, она просто закрывается и НДС не платит. То есть за счет этого, при таможенном оформлении в Белоруссии достигаются некие конкурентные преимущества, которыми, естественно, грузовладельцы пользуются. Киргизия и Казахстан тоже практикуют такие фокусы, но, скажем так, в меньшей степени. И там тоже с определенными нюансами. И получается, что сейчас из-за того, что в Белоруссии эта схема прикрывается, то поток грузов, он же никуда не девается, он продолжается, соответственно, поток перенаправляется в стороны Киргизии и Казахстана».

С учетом всего вышесказанного, сроки доставки грузов, по словам перевозчиков, увеличились в среднем на две-три недели. Возвращаясь к российско-китайской границе — в Министерстве транспорта собираются обсудить возможное решение проблемы с китайской стороной во второй половине августа.