«Северный поток-2»: боль для нового правительства Германии
«Свободная пресса» продолжает публиковать переводы авторов из альтернативных западных СМИ. Это далеко не та пропаганда, которую печатают в CNN, New York Times, Washington Post, Los-Angeles Times и других «авторитетных» медиаресурсах. Если вам интересно побольше о узнать об этих авторах, можно заглянуть сюда.
К знаменитой фразе лорда Гастингса Лайонела Исмея, первого генерального секретаря НАТО и главного военного помощника Уинстона Черчилля во время Второй мировой войны, следует добавить оговорку, что целью Альянса было «не допустить Советский Союз, впустить американцев и опустить немцев».
Альянс больше не в состоянии «опускать» Германию на столе для вскрытия. Многополярность в мировой политике создает пространство для такой мощи, как объединенная Германия, чтобы поднять голову над парапетом политики большой державы.
Совершенно очевидно, что отсутствие энтузиазма со стороны Германии по поводу расширения НАТО на восток заблокировало повестку дня Вашингтона по вступлению Украины и Грузии в альянс в качестве полноправных членов. Берлин не хочет осложнять отношения Европы с Россией. На недавний саммит в Брюсселе Украина и Грузия не были приглашены даже в качестве «наблюдателей» - несмотря на официальное решение Бухарестского саммита 2008 года об их членстве.
В конце концов, Германия также смягчила усилия администрации Байдена по продвижению альянса в Азиатско-Тихоокеанский регион. Любопытно, что в прошлый понедельник (оригинал статьи опубликован 12.07.2021 – С.Д.), в течение 3 недель после европейского саммита с США и саммитов НАТО и G7, председатель Китая Си Цзиньпин провел сеанс трехсторонней видеосвязи с президентом Франции Эммануэлем Макроном и канцлером Германии Ангелой Меркель, в ходе которого он выразил надежду, что Китай и Европа расширят сотрудничество, чтобы лучше реагировать на глобальные вызовы.
Это был третий подобный «саммит» за последние 3 месяца, и он укрепляет убеждение Пекина в том, что европейские страны не привязали себя к колеснице США. И хотя между США и ЕС есть много общего с точки зрения ценностей и систем, последний придает больше значения стратегической автономии.
Действительно, последние усилия Меркель и президента Франции Эммануэля Макрона по организации очередного саммита «Россия-ЕС» также вызвали бы раздражение в Вашингтоне.
Поэтому главный вопрос, связанный с предстоящим (оригинал статьи опубликован 12.07.2021 – С.Д.) визитом Меркель в Вашингтон, будет заключаться в том, насколько Вашингтон обладает властью, чтобы заставить Германию больше жертвовать в интересах гегемонии США. Важность визита будет заключаться в том, что он прольет свет на разнообразие и гибкость взглядов Германии по глобальным вопросам.
Визит Меркель в Белый дом 15 июля знаменует собой лишь третью встречу иностранного лидера с Байденом в Вашингтоне с тех пор, как он стал президентом, и она является первым европейским лидером, который сделал это. Пресс-секретарь Белого дома Джен Саки* заявила в пятницу, что Байден надеется подтвердить «глубокие и прочные» связи между союзниками по НАТО, а также решить некоторые области разногласий.
Сделка по «Северному потоку-2»
Саки назвала это «официальным рабочим визитом», направленным на укрепление партнерства между двумя странами и на определение путей дальнейшего укрепления сотрудничества, в то время как официальный представитель в Берлине сказал: «С точки зрения Германии, это будет рабочий визит».
«Список стирки» длинный – решение Байдена навсегда прекратить афганскую войну, Covid-19, торговые проблемы, «Северный поток-2». В практическом плане «Северный поток-2» будет очень сложной проблемой, учитывая его глубокое влияние на германо-российские отношения на ближайшие десятилетия, энергетическую безопасность Европы, нынешнюю напряженность Москвы в отношениях с Европейским союзом и само «трансатлантическое лидерство США».
В воскресенье управляющий директор компании Nord Stream 2 AG, которая управляет проектом трубопровода, и ее исполнительный директор в Германии Маттиас Варниг сообщили в интервью газете Handelsblatt, что к настоящему времени строительство на 98% завершено и может быть завершено уже в августе.
По словам Варнига, для получения различных сертификатов и прохождения испытаний потребуется три месяца. Процесс запущен в отношении первой линии трубопровода, которая уже завершена. Наша цель – «ввести [проект] в эксплуатацию уже в этом году», - отметил он.
Важно отметить, заявил Варниг, он убежден, что транзит газа через Украину из России будет продолжен после 2024 года.
«Транзит через Украину по-прежнему будет частью транспортировки российского газа в Европу даже после 2024 года. В этом у меня нет ни малейших сомнений», - подчеркнул он. (Примечательно, что Меркель пригласила президента Украины Владимира Зеленского посетить Берлин в преддверии своей поездки в США.)
В мае администрация Байдена предприняла продуманный шаг, чтобы отменить санкции в отношении швейцарской компании Nord Stream 2 AG и ее немецкого генерального директора. Этот отказ дает Берлину и Вашингтону еще три месяца до середины августа для достижения соглашения по «Северному потоку-2».
Президент Путин выразил уверенность в телеинтервью в прошлом месяце, когда заявил, что уже бессмысленно сопротивляться строительству трубопровода и вводить санкции. Похоже, США отказались от этих санкций.
Вопрос о том, что делать с трубопроводом, все еще может оказаться первой большой головной болью для следующего правительства Германии. Меркель оттолкнулась от сильного давления США, чтобы отказаться от проекта, но в сентябре она уходит в отставку. Опросы показывают, что выборы в Бундестаг в сентябре могут принести большие выгоды Партии зеленых, которая выступает против проекта «Северный поток-2».
Достаточно сказать, что встреча Байдена и Меркель может придать важный импульс для заключения сделки по «Северному потоку-2». Берлин надеется решить этот вопрос к августу, и, со своей стороны, Байден также стремится улучшить отношения с Германией, которая является ключевым союзником для решения основных глобальных проблем изменения климата, восстановления экономики после пандемии и отношений с Ираном и Китаем.
Мост по «Торговым аспектам прав интеллектуальной собственности» находится слишком далеко?
С точки зрения Индии, к результатам переговоров Байдена и Меркель будет проявлен большой интерес к спорному вопросу о временном отказе от прав интеллектуальной собственности на вакцины Covid-19 - вопросу, который рассматривается членами Всемирной торговой организации (ВТО) с целью положить конец пандемии.
В октябре прошлого года Индия и Южная Африка выдвинули предложение об отказе от прав интеллектуальной собственности в рамках Совета ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights, TRIPS).
Администрация Байдена выразила поддержку этому отказу. Но Германия облила эту идею холодной водой, заявив, что наибольшие ограничения на производство вакцин связаны не с интеллектуальной собственностью, а с увеличением мощностей и обеспечением качества. В заявлении Германии в мае говорилось: «Защита интеллектуальной собственности является источником инноваций и в будущем должна оставаться в качестве таковой».
Очевидно, что тяжеловесы европейской промышленности, в которых проживают такие крупные игроки, как BioNTech и AstraZeneca, сопротивляются этому отказу. В начале июня Европейская комиссия под влиянием Германии представила ВТО альтернативный план, предложив другие меры, такие как ограничения на экспорт и принудительное лицензирование патентов в некоторых обстоятельствах.
Однако почва под ногами несколько сдвинулась 10 июня, когда Европейский парламент поддержал отказ от поездок в отношении вакцин, методов лечения и оборудования COVID-19. Поправка Европейского парламента была принята 355 голосами против 263 при 71 воздержавшемся, в основном следуя линии левых и правых. При этом левые – такие, как социалисты и демократы, поддержали отказ, а правые выступили против него.
Конечно, Комиссия не связана поправкой Европейского парламента. Но, тем не менее, голосование отправляет сильный политический сигнал - Европа постепенно переходит в лагерь сторонников отказа. Тем временем Германия становится все более одинокой в своем несогласии с отказом, поскольку Франция недавно «перевернулась» и перешла в лагерь приостановления действия патентов.
Меркель, возможно, получила неожиданную поддержку со стороны влиятельных лиц в Вашингтоне, когда президент Всемирного банка Дэвид Малпасс (кандидат от администрации Трампа, кстати) вступил в полемику, заявив: «Мы не поддерживаем это решение [по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности] по той причине, что это приведет к риску сокращения инноваций и НИОКР в этом секторе».
Безусловно, в пятницу, когда Саки спросили, будет ли Байден пытаться убедить Меркель поддержать отказ от патента, она ответила уклончиво. Она только сказала, что Байден является «решительным сторонником» отказа. При этом Саки добавила: «Это один из инструментов в нашем наборе инструментов. Есть и ряд других, в том числе увеличение производства». Это звучало ближе к тому, как думает Меркель.
Автор: М. К. Бхадракумар - M K Bhadrakumar - посол в отставке; колумнист индийских газет Hindu и Deccan Herald, изданий Asia Times, Rediff.com, Russia & India Report и сайта Фонда стратегической Культуры (Москва). Ранее на протяжении 30 лет работал в МИД Индии: в посольстве Индии в Москве (1975–1977; 1987–1998); заместителем секретаря (1977–1979), вторым секретарем (1992–1995), директором (1989–1991) отдела Ирана, Пакистана, Афганистана и Кашмира. Работал в представительствах Индии в Бонне, Коломбо и Сеуле. Поверенный в делах посольств Индии в Кувейте и Кабуле, заместитель верховного комиссара в Исламабаде. Посол в Турции, Узбекистане. Сфера научных интересов - внешняя политика Индии, российско-индийские отношения, политика Пакистана, Афганистана и стран Центральной Азии, энергетическая безопасность, Азиатско-Тихоокеанский регион и Ближний Восток. Автор многочисленных работ, опубликованных в Индии и за рубежом, посвященных России, Центральной Азии, Китаю, Афганистану, Пакистану, Ирану и ситуации на Ближнем Востоке, вопросам энергетической и региональной безопасности.
Перевод Сергея Духанова. Публикуется с разрешения издателя.
*Так правильно.