Взять на испуг: Украина потрясла «Казацкой булавой»

Украина во всю «воюет».Только вот отгремели залпы учений Sea Breez-2021 в Чёрном море и на побережье, как стартовали на её территории новые военные манёвры «Казацкая булава-2021». Участников немного поменьше, но состав довольно внушительный – прибыли военные из США, Канады, Великобритании и даже маленькой, но тоже натовской Швеции.

Взять на испуг: Украина потрясла «Казацкой булавой»
© Свободная пресса

Всего на полигоне в Николаевской области Украины (известном ранее как Широкий лан) до 24 июля будут оттачивать боевое мастерство порядка 2 тысяч военнослужащих. Одна из целей учений – улучшение совместимости между подразделениями Великобритании и Украины при планировании и проведении совместных операций.

Укры и бриты теперь братья навек? Ну, всё в нынешней стилистики официального Киева, где президент Зеленский предпочитает порой говорить то на английском, то на русском языке. Украинский он освоил, но это типичный суржик – смесь языков, типичная для восточной части страны, где он и родился на Днепропетровщине в городе Кривой Рог.

Президент Украины Владимир Зеленский – человек в вопросах военных совсем не сведущий. В армии он не служил, шутки всякие шутил, в том числе в КВН, воспоминания дедушки – полковника, ветерана Великой Отечественной вряд ли запомнил и представления о тактической науке вряд ли имеет. Но «двинуть тему», в том числе и о величии своей армии, научился.

В прошлом месяце он заявил, что ВСУ стали сильнее как минимум в 572 раза – по количеству выпускников Национальной академии сухопутных войск Украины имени гетмана Петра Сагайдачного. Впрочем, о том, что украинская армия является сильнейшей в Европе, ранее неоднократно заявлял и предшественник Зеленского на президентском посту Пётр Порошенко.

Во рту после слова «халва» слаще не стало – ВСУ в своём нынешнем составе могут претендовать разве что на вхождение в десятку лучших стран Европы. Уступая, в первую очередь, российской, а затем и армиям Германии, Франции, Польши, Великобритании и даже Белоруссии. Ну разве что соседние Венгрию, Румынию, Словакию Киев может одолеть с наскока, но типа против - НАТО это не позволит. Так что все нынешние «понты» исключительно против России. Хлопцы, вы, шо, там совсем сдурели?

Слово «война» из уст киевских политиков в теме российско-украинских отношений звучит регулярно. Это такой своеобразный жупел в риторике президентских выступлений, который породил ещё Порошенко, а теперь от него не может избавиться и Зеленский.

Заметим, что у всякой войны, даже исторической «столетней войны» между Францией и Англией, должен быть исход сражения. Соответственно Украина должна обладать некой военной силой, чтобы одержать победу на своей территории, которую называет «оккупированной».

Россия от слова «война» отказывается категорически, равно как и от своего военного присутствия на Донбассе, тем не менее, даёт понять, что предпримет некие силовые действия в случае агрессии против мирного населения на территории, где находятся её граждане. Вооруженный конфликт может стать неизбежностью. Каковы шансы сторон?

Вот американское издание The National Interest недавно задалось вопросом, что будет, если украинская армия наконец-то станет достаточно сильной, чтобы самостоятельно воевать с Россией? По мнению аналитиков, которые не сомневаются в самом будущем факте войны между двумя странами, которые считались братскими, Украине не хватает оружия. Понятно, что именно американского. США должны вооружить Украину, то есть заставить её закупить оружие наступательного характера, а затем наблюдать за схваткой.

Вспомним цитату из The National Interest: «Основу военных поставок в прошлом составляло стрелковое оружие, техника радиоэлектронного противодействия и различные предметы экипировки солдат, скажем, очки ночного видения. Всё это важно, но этого совершенно недостаточно для того, чтобы гарантировать Украине успех в возвращении под свой контроль удерживаемого сепаратистами Донбасса, и уж тем более для отражения гипотетического наступления российской армии в западном направлении от Донбасса.

Эксперты согласны с тем, что ПТРК «Джавелин», составившие основу предыдущего пакета летальной помощи на 250 миллионов долларов, - это «в основном символический жест», так как у донецких и луганских сепаратистов очень мало тяжелой бронетанковой техники.

Сейчас конгресс прорабатывает план поставки на Украину переносных зенитно-ракетных комплексов. Это еще более символический жест, так как у сепаратистов нет истребительной авиации, а российские ВВС не могут вести боевые действия в воздушном пространстве над Донбассом, поскольку это вызовет международный кризис и увеличит шансы на прямое военное вмешательство Запада».

Американцы – прагматики. В том же Вашингтоне прекрасно понимают, что организовать военное противостояние России и Украины пока не представляется возможным, но конфликт на Донбассе можно использовать с выгодой для себя именно в плане продажи вооружений. Отметим, что ВСУ за последние годы претерпели серьезные перемены и получили новое вооружение – преимущественно американского производства. При этом оборонный бюджет Украины составляет почти 5 миллиардов долларов (6% от ВВП страны), что может себе позволить далеко не всякая страна НАТО в Европе.

Считается, что численность военнослужащих Украины составляет почти 1 200 000 человек, из которых непосредственно в ВСУ служит 160 тысяч, остальные являются резервистами. Авиация насчитывают 238 летательных аппаратов, из которых 39 истребителей и 33 ударных вертолета. Танков – 2500 штук, из которых на ходу 600-700 машин, остальные находятся на хранении и требуют как минимум ремонта. Аналогичная ситуация с бронетранспортерами – из имеющихся 8000 БМП, БТР, БТРД, БМД в эксплуатации находится не более тысячи бронемашин. Флот ещё более в плачевном состоянии – недавно китайские эксперты оценили украинские корабли как «рыбацкие лодки».

Украина, получившая в наследство после 1991 года три полноценных военных округа – Киевский, Прикарпатский и Одесский, имела уникальную возможность создать одну из лучших армий мира. Но Украина предпочла «разоружение» – в угоду США и НАТО, которым не нужна была такая сильная армия при тактике расширения на Восток.

Плюс армейские арсеналы активно распродавались всеми украинскими президентами – Киев стал самым крупным нелегальным торговцем оружием и боеприпасами третьим странам. В итоге за двадцать лет украинская армия значительно утратила свою боеспособность – растеряв былую, новую так и не смогла создать. Не особо складывается и с новыми видами вооружений, хотя в советские времена на Украине находилось около 40 процентов предприятий оборонного комплекса страны.

Впрочем, если оценивать нынешнее состояние ВСУ по сравнению с 2014 годом, то оно заметно улучшилось. Тогда исполняющий обязанности министра обороны Украины Игорь Тенюх докладывал депутатам в Раде, что из 41 тысячи военнослужащих Сухопутных войск в состояние повышенной боевой готовности удалось привести лишь 6 тысяч человек. Сегодня половина ВСУ, а это порядка 80 тысяч военнослужащих, готовы к выполнению боевых задач. Положительно сказался на боеспособности украинской армии и опыт боевых действий в Донбассе. При этом на самой Украине отмечают, что ВСУ не хватает техники, дисциплины и кардинальной реформы управленческого аппарата.

Стремление Украины в НАТО тоже определенным образом сказалось на состоянии её армии – за счет иностранных инструкторов и поставок вооружений. Помимо «продвинутых оборонительных» средств» в виде американских противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) Javelin и крупнокалиберных снайперских винтовок Barrett М107А1 оружие и боеприпасы Украине поставляют еще как минимум 5 европейских стран. Правда это в основном ещё старые запасы, со складов хранения, но это сути дела не меняет – оно активно стреляет.

Россия сейчас на учения на территории Украины «Казацкая булава» с привлечением сил Североатлантического альянса отреагировала достаточно спокойно – особых угроз нет. На Донбасс эта группировка точно не двинется – далековато, да и численный состав, так скажем, малочисленный. В Крым эта «булава» точно не сунется. Как это водится – Россия понаблюдает за ситуацией и отследит опасные телодвижения страны, которая нас считает агрессором. Ну так, на всякий случай.