Войти в почту

Санкции против Луны и марсиан: эксперты оценили газотранспортную политику Украины

У Киева нет внятной позиции по судьбе украинской ГТС, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» политолог Богдан Безпалько.

Санкции против Луны и марсиан: эксперты оценили газотранспортную политику Украины
© ФБА "Экономика сегодня"

Украина заняла неконструктивную позицию по транзиту газа

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков удивлен санкциями Украины против главы «Газпрома» Алексея Миллера.

Украинская сторона собирается продлить газотранспортное соглашение с РФ, но теперь непонятно, с кем Киев может подписать такой договор – от лица «Газпрома» это уполномочен делать только руководитель компании.

Действующее газотранспортное соглашение РФ и Украины было подписано в декабре 2019 года после того, как из-за санкций США остановилось строительство «Северного потока – 2». Договор действует до 2024 года, а дальше будет не нужен «Газпрому».

В 2014 году у «Газпрома» будет достаточно газотранспортных мощностей для обеспечения транзита в обход Украины, пусть и некоторые объемы поставок – в Словакию и ряд других стран ЕС, можно сохранить, но для этого Киеву надо договориться с Москвой.

«Украинские власти переживают из-за будущего транзита, но считают, что это является проблемой тех, кто придет им на смену. Они являются временщиками, которые не строят планов на будущее», - констатирует Безпалько.

Парламентские выборы на Украине состоятся в 2023 году, президентские – в середине 2024 года, т. е. за полгода до истечения соглашения с «Газпромом». Рейтинг Владимира Зеленского сегодня высок, но в 2016 году неплохие позиции были и у Петра Порошенко. На Украине невозможно планировать на три года вперед, ситуация там неустойчивая, все может перемениться в один момент.

«Киевские власти рассчитывают на внешнеполитическое давление на Россию, которое позволит сохранить газовый транзит через Украину. Это хорошо сформулировал министр иностранных дел Дмитрий Кулеба, заявивший, что Киев будет до конца бороться против «Северного потока – 2», а если проект реализуют, то Украина выступит за блокировку поставок», - заключает Безпалько.

Есть пример Третьего энергопакета, уполовинившего поставки через «Северный поток – 1», и газовой директивы ЕС, распространившей его действие на «Северный поток – 2», «Газпрому» предстоит борьба за снятие этих дискриминационных ограничений.

Европейцы пообещали вводить против РФ новые санкции, поэтому они могут вместе с США придумать новые ограничения. На это и рассчитывают украинцы в вопросе сохранения транзита, какого-либо коммерческого предложения к «Газпрому» у них нет.

«Существует третий запоздавший на 20 лет вариант – создание консорциума, когда газотранспортная система (ГТС) Украины будет продана, а владеть ею будут представители ЕС и транснациональные корпорации при участии РФ», - резюмирует Безпалько.

Идея устарела, до кризиса в наших отношениях она могла гарантировать поставку газа путем вхождения «Газпрома» в состав собственников украинской ГТС, но Киев отказался от такого варианта, после чего был построен первый «Северный поток».

Украинцы могут многое потерять

Чтобы сохранить транзит газа через Украину, недостаточно политического давления на Москву. Киеву надо предоставить «Газпрому» вменяемое предложение, потому что условия соглашения 2019 года российскую компанию не устраивают.

Украинскую ГТС надо модернизировать, вложения в эти работы возможны только при гарантированном транзите. Его может обеспечить только консенсус интересов трех игроков – РФ, Украины и ЕС, а для этого Киев должен представить конкурентное предложение. Рационального подхода от Зеленского и Кулебы ждать не приходится, поэтому есть вопросы по будущему украинской ГТС после 2024 года.

Директор Фонда энергетической безопасности Сергей Пикин в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» назвал санкции против Миллера политической темой и предложил их расширить рестрикциями против марсиан и Луны.

«Транзитный контракт заканчивается в конце 2024 года, зато предвыборный цикл на Украине начнется скоро. Выборы разного уровня пройдут там раньше истечения сроков контракта, а, чтобы на них победить, необходимо бороться с РФ», - констатирует Пикин.

Украинцы позиционируют газ как главное геополитическое оружие РФ, но не могут ввести санкции против «Газпрома» – с компанией был подписан газотранспортный контракт, зато остается возможность рестрикций в отношении руководителя российской структуры.

«Выборы пройдут – украинцы снимут санкции. Это внутриполитическая тема, точно так же Киев мог ввести санкции против Луны, но спутник Земли не входит в интересы украинских депутатов и государственной власти. Теоретически украинские санкции еще можно ввести против марсиан, перед нами – стандартная тема для украинцев. Ну ввели санкции, так ввели», - заключает Пикин.

Что касается будущего газового транзита через Украину, то Киев ратифицировал у себя энергетическое законодательство ЕС, позволяющее делать поставки без жесткого контракта с помощью покупки транзитных объемов на аукционе.

«В ЕС нет долгосрочных контрактов, все работают на аукционах, где выкупаются транзитные объемы не месяц или другой срок. Раньше были жесткие контракты на поставку, а сейчас все гибко, вместе с краткосрочными договоренностями», - резюмирует Пикин.

Контракт с Украиной основан на принципе «качай или плати» и гарантирует перекачку 40 млрд кубов до 2024 года. «Газпрому» это не выгодно, и он готов пойти на аукционы, где будет выкупить 15-25 млрд кубов транзитных мощностей, но для Киева это станет ударом.

Существует рубеж рентабельности украинской ГТС, проходящий на отметке 40-45 млрд кубов транзита газа в год.