Россия и Китай создадут в мире реальный противовес США
В мире возникают новые центры силы, но они пока не стали реальным противовесом США, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» доктор исторических наук, профессор Московской высшей школы Борис Шмелев.
В мире формируется противовес США и НАТО
Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу заявил, что наблюдается тенденция по разделению мира на «своих» и «чужих» путем формирования глобальных коалиций, причем «коронакризис» подтвердил данный тренд.
Сложность ситуации продемонстрировал и сегодняшний эпизод рядом с Крымом, когда в наши воды вторгся британский эсминец «Дефендер». Нарушение российской границы было остановлено силами Черноморского флота и госпогранслужбы РФ.
Для предотвращения действий Defender были применены предупредительные выстрелы и бомбометание.
Эпизод является типичным для отношений РФ и НАТО с 2014 года – суда альянса постоянно заходят в Черное море и осуществляют различные действия вблизи российской границы, иногда дело доходит до провокаций.
Наиболее известным примером коалиции, о которой сказал Шойгу, является НАТО. Альянс создан американцами для защиты их геополитических интересов, а британцы традиционно являются верным и последовательным союзником США.
Одним НАТО американская система отношений не ограничивается, есть страны, вроде Японии, подписавшие с США двусторонние соглашения по безопасности. И данный список широк: в Генассамбее ООН США часто поддерживают 100 государств.
Бывший премьер-министр и министр иностранных РФ дел Евгений Примаков в девяностые годы предложил концепцию многополярного мира, который придет на смену Pax Americana – полного доминирования американцев после холодной войны.
Такие идеи предлагались не только Примаковым, но в России он был главным их спикером. На основе этих настроений были созданы Шанхайская организация сотрудничества, БРИКС и другие значительные международные площадки.
Агрессивная линия США создает почву для материализации этих настроений в союз РФ и Китая, но пока до него далеко. Стороны взвешивают риски, прекрасно понимая, что углубление сотрудничества серьезно изменит их внешнеполитический курс.
Россия и Китай идут в сторону друг друга
«Совершенно очевидно, что влияние США в мире сокращается. Для этого есть ряд объективных причин – растут амбиции и возможности других держав, включая Россию, Китай, Индию, Турцию и другие государства», - констатирует Шмелев.
Однако американское влияние в мире уменьшается в относительном, а не в абсолютном выражении.
«Доминирование США на планете нельзя отрицать, а его сокращение станет длительным процессом. Мы видим положение дел в ЕС, где все равняются на американцев, Дональд Трамп ушел, и все в Европе снова признали лидерство США», - заключает Шмелев.
Европейцам американское лидерство удобно, это связано как с единой политической культурой, так и с тесными экономическими связями. Из-за этого положение дел на старом континенте не изменится, а европейские страны продолжат идти в фарватере США.
«Постепенно в мире возникают новые полюса. Тон задает РФ, стремящаяся занять за мировым столом достойное место. Усиливается роль Китая, чье экономическое доминирование получает политическое выражение», - резюмирует Шмелев.
Китай превратился в реальный контрбаланс США на планете, но альтернативные центры силы по своему влиянию уступают американцам, у них нет того шлейфа союзников, которым обладает Вашингтон, а это десятки разных государств.
«У новых центров силы есть противоречия. Известна сложность отношений между Китаем и Индией и между Россией и Турцией, поэтому многополярность, о которой много говорят, не обеспечивает мировую стабильность», - констатирует Шмелев.
Многополярность признается даже в США – Вашингтон диверсифицировал свою политику. На Россию и Китай американцы смотрят как на противников, а с Турцией и Индией ищут точки соприкосновения и пытаются договориться.
«Появление новых центров силы усложняет геополитический баланс, дает новые уравнения, но история демонстрирует, что мир всегда стремился к биполярности, и что именно такая ситуация создает на планете наибольшую устойчивость», - заключает Шмелев.
Тесные отношения России и Китая дают основания рассчитывать, что их сотрудничество создаст реальную альтернативу США.
«Если ситуация продолжит развиваться как сейчас, то в мире сложится военно-политический союз Москвы и Пекина. Он необязательно будет формализован, но по факту коллективному Западу начнет противостоять тандем РФ и КНР», - резюмирует Шмелев.
Преимущество остается у коллективного Запада: США поддерживают больше государств, чем Россию и Китай вместе взятые.
«Коллективный Запад обладает колоссальными ресурсами – пока силы не равны. Непонятно, как будет складывается ситуация дальше – Китай быстро идет вперед и уже преодолел последствия пандемии COVID-19», - констатирует Шмелев.
Россия с экономической точки зрения топчется на месте, непростая ситуация в традиционной зоне российского геополитического влияния. От того, как Москва решит данные проблемы, зависит дальнейшее место нашей стране в мировом раскладе.