Войти в почту

Иллюзия борьбы с «Северным потоком – 2» лишает Украину будущего

Будущее украинской газотранспортной системы (ГТС) заключается в хранении газа, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Иллюзия борьбы с «Северным потоком – 2» лишает Украину будущего
© ФБА "Экономика сегодня"

Борьба с «Северным потоком – 2» дорого стоит Украине

Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил, что Киев будет бороться с «Северным потоком – 2» до тех пор, пока газопровод не начнет поставлять топливо на европейский рынок.

Украинский политик считает, что теперь у «Северного потока – 2» больше шансов на окончание строительства – Кулеба так отреагировал на заявление Джо Байдена, но назвал своим правилом борьбу до конца за национальные интересы Украины.

Апокалиптичный тон Кулебы – если подойти к высказыванию буквоедски, то запуск «Северного потока – 2» фактически означает конец национальных интересов Украины, связан с тем, что в Киеве живут одним днем. Украинские политики не думают на два шага вперед, они хотят получать дивиденды здесь и сейчас, и на основании этого выстраивают как экономику, так и внешнюю политику страны.

Никто не знает, что произойдет после того, как «Академик Черский» и «Фортуна» достроят «Северный поток – 2». Борьба не закончится на завершении строительства. Есть санкционное давление США, есть газовая директива ЕС, есть Третий энергопакет и призывы в ФРГ ввести мораторий на использование проекта, в конце концов на выборах в бундестаг могут победить Зеленые.

Только от Украины ничего не зависит, а национальные интересы данной страны заключаются в сохранении транзита российского газа.

Здесь есть две временные отметки – 2022 год, когда «Северный поток – 2» будет достроен, и 2024 год, когда истечет срок пятилетнего контракта на транзит российского газа через Украину, подписанного в 2019 году в рамках пакетного газового соглашения.

Кулеба, другие украинские политики и чиновники постоянно высказываются о «Северном потоке – 2», о борьбе с РФ и «Газпромом» и других вещах, но мало что говорят о стратегии Киева в условиях новой энергетической реальности.

«Северный поток – 2» лишит украинскую ГТС монопольного статуса. Даже если проект сразу не запустят, его достройка означает, что европейский рынок обладает возможностью получать нужные объемы российского газа, не прибегая к услугам Киева.

Украина находится в газотранспортном тупике

«В «Газпроме» говорили о том, что какую-то часть газового транзита Украине следует оставить, но цифры в данной риторике крутились в районе 15 млрд кубов в год. Естественно, украинская сторона не соглашается на такие объемы», - констатирует Перов.

В нулевые годы транзит российского газа через Украину находился в районе 120 млрд кубов газ и даже выше, но после 2009 года начал снижаться. Сыграли роль строительство «Северного потока – 1» и кризис во внешнеполитических отношениях Москвы и Киева в 2014 году.

По соглашению 2019 года, «Газпром» обязался транзитировать через Украину 65 млрд кубов газа в 2020 году и по 40 млрд кубов – в промежутке между 2021 и 2024 годами. После истечения сроков контракта у «Газпрома» появится возможность прекратить транзит газа через Украине, но в Киеве этот момент либо игнорируют, либо пытаются оправдать нереалистичными надеждами.

Первое место в Киеве занимает тезис «Запад нам поможет», затем следуют идеи вроде задействования украинских подземных хранилищ газа (ПХГ) – непонятно, что украинцы собираются хранить без российского транзита, а также кооперации с Польшей.

«Что касается российского предложения в 15 млрд кубов, то украинцы отмечают, что этого не хватит для поддержания работы национальной ГТС. Буквально на днях выступил глава компании «Оператор ГТС Украины» и признал, что сокращение российского транзита убьет эту инфраструктуру. В таких условиях Украине придется сократить большую часть мощностей», - резюмирует Перов.

Украинская ГТС выработала свой ресурс – самые новые участки трубы и газораспределительные станции построены в восьмидесятые годы с плановым ресурсом в 33 года. Сроки можно продлить, но это нельзя делать бесконечно, поэтому системе нужно обновление.

Однако если российского транзита не будет, то в этом нет смысла: украинцам придется сдать ГТС на металлолом.

ПХГ и минимальный транзит из РФ могут помочь Украине

«В Киеве надеются задействовать ПХГ – Украина по объему газовых хранилищ находится на втором месте в Европе после России. Сегодня они востребованы и заполнены больше чем на половину», - заключает Перов.

Услуги по хранению газа пользуются спросом в Европе, но для того, чтобы продолжать заниматься газовым бизнесом и модернизировать под новые реалии национальную ГТС украинцам нужен стабильный источник сырья. В силу особенностей европейского рынка им может быть только Россия, любые альтернативные поставки носят характер политического популизма, а не экономических проектов.

«Украинцам остается только эта составляющая использования газотранспортной системы. Шансы на это увеличивает то обстоятельство, что часть российского транзита даже в современных условиях должна остаться у Украины», - констатирует Перов.

Еще Киев может поддержать конъюнктура: увеличение потребления газа в Евросоюзе и симметричный рост закупок в России. В любом случае газотранспортному будущему Украины мешает не «Северный поток – 2», а неконструктивная позиция политиков вроде Кулебы.