Войти в почту

Почему СССР не приняли в НАТО в 1954 году

Сегодня представить ситуацию, в которой наша страна попросилась бы в американский блок НАТО, практически невозможно. Однако в то время отношения между Советским Союзом и США сильно отличались от современных. Дело в том, что к 1954 году СССР надеялся на продолжение сотрудничества с Соединенными Штатами после победы во Второй мировой войне.

Почему СССР не приняли в НАТО в 1954 году
© Слово и Дело

В наши дни вокруг этой истории развелось немало догадок. Одни считают, что просьба о вступлении в НАТО со стороны Советского Союза была хитрым дипломатическим ходом, чтобы при отказе публично оскорбиться. Другие убеждены, что коварные руководители СССР добивались членства в НАТО, чтобы подорвать мощь Альянса изнутри. Как же было на самом деле? Об этом в комментарии для «Слово и Дело» рассказал историк и политолог Владимир Шаповалов.

«Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что это сейчас данная ситуация кажется абсолютно фантастической и абсурдной. На самом деле, если мы вернемся в 1954 год и вспомним ту ситуацию, которая была за несколько лет до этого, мы увидим, что Соединенные Штаты, Великобритания, Советский Союз и Франция были союзниками по антигитлеровской коалиции. На самом деле, этот союз никто ведь не распускал, и он действовал до тех пор, пока в 1949 году США, их западные партнеры и сателлиты не создали новый военный блок НАТО, направленный против Советского Союза. По сути, до 1949 года СССР и США были союзниками в рамках антигитлеровской коалиции. Они вместе победили во Второй мировой войне, вместе создали Организацию Объединенных Наций», — подчеркнул историк.

В марте 1954 года Советский Союз направил официальную ноту с прошением о членстве в альянсе НАТО. В послании Советские дипломаты отметили, что именно формирование и конфронтация глобальных военных блоков всегда предшествовали мировым войнам. Одобрение заявки означало бы готовность США к сотрудничеству с ядерной державой, а значит и укрепление всеобщего мира.

В 1949 году США решили создать новое сообщество против своего бывшего союзника — Советского Союза, с которым вместе участвовали во Второй мировой войне. Наши дипломаты расценили это как вероломный, односторонний и враждебный шаг.

«Никаких действий Советского Союза против США не было. Это был односторонний переход от дружеских отношений к враждебным. С 1949 года действует военный союз НАТО, в который входит 12 стран: 10 стран Западной Европы и 2 страны Северной Америки, то есть США и Канада. Официально он не направлен против СССР, хотя фактически все действия НАТО направлены против нашей страны», — считает Владимир Шаповалов.

При этом историк подчеркивает, что в послевоенный период действия Советского Союза не носили враждебного характера. Наоборот, СССР отличался последовательной и доказательной политикой по отношению к другим странам.

СССР предложил себя в качестве члена НАТО исходя из того, что являлся союзником США, Великобритании и Франции. Только после того как Соединенные Штаты и их партнеры отказали Советскому Союзу, наша страна была обоснованно вынуждена перейти к защите своих интересов.

Спустя несколько месяцев была создана организация Варшавского договора — военно-политический союз во главе с СССР.

«В данном случае речь идет о довольно продуманном шаге, который вскрыл лицемерие и закулисную игру США, поскольку официально блок НАТО был открыт для всех — в том числе и для Советского Союза. Официально блок НАТО не позиционировали как военный союз против СССР, хотя он был создан именно для того, чтобы проводить агрессивную антисоветскую политику. К тому моменту, как в 1955 году СССР создал свой военный блок стран Варшавского договора, США создали еще три военных блока: Багдадский пакт, Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии и АНЗЮС — "Тихоокеанский пакт безопасности"».

В 1955 году в состав НАТО вошла ФРГ, и это окончательно развеяло иллюзии по поводу направленности военного Альянса. А в 1961 году возникла организация, объединившая около 120 государств — Движение неприсоединения. В этот альянс вошли страны, не желавшие сотрудничать ни с США, ни с СССР. 

Владимир Шаповалов в комментарии для «Слово и Дело» рассказывал, изменится ли политический режим на Кубе после ухода от власти династии Кастро.