«Путин превращает нас в аграрную провинцию»

Украина лишилась транзита газа в Турцию, Грецию и Болгарию – с 1 апреля они получают продукцию «Газпрома» через «Турецкий поток». По оценкам главы компании «Оператор ГТС Украины» (ОГТСУ) Сергея Макогона, еще 10-12 миллиардов кубов транзита «незалежная» потеряет после того, как заработает ответвление трубопровода в Венгрию.

«Путин превращает нас в аграрную провинцию»
© Свободная пресса

Эта новость не на шутку встревожила первого вице-президента Торгово-промышленной палаты Украины (ТППУ) Михаила Непрана. В колонке для издания «Обозреватель» он пишет, что расчёты Макогона не учитывают строительство «Северного потока-2» (а он, судя по всему, будет достроен и введен в эксплуатацию). Для Украины это чревато не только экономическими, но и политическими последствиями.

«Фактически россияне создают все условия для того, чтобы быстро превратить Украину из важного посредника между РФ и ЕС в аграрную провинцию. Нас методично, быстро и эффективно выводят из списка ключевых участников большой геополитической игры. И проблема кроется не только в потере средств, которые годами приносило в бюджет функционирование украинской ГТС. Главная беда в другом: потеряв ГТС, мы перестанем быть интересными Европе, и никто из западных партнеров не будет заниматься судьбой нашей страны и нашими отношениями с Россией в случае, если европейцы больше не будут зависеть от украинской трубы», - прогнозирует Непран.

Так невзначай он вынес приговор внешнеполитическому курсу своей страны. Глашатаи «революции достоинства» твердят, что Украина кровью заплатила за право идти по европейскому пути развития. То есть стала полным антиподом путинской России, которая сидит на нефтегазовой игле. Забыли, правда: Украинцы сидели на другой игле – транзитной. По идее, после Майдана с неё нужно было слезть, но увы. На восьмом году безудержной евроинтеграции вице-президент Торгово-промышленной палаты признает, что без транзита российского газа Украине счастливого будущего не видать.

«Мы становимся для прогрессивного мира совершенно неинтересным партнером, - продолжает Непран. – И мы теряем самое дорогое – время. Пока патриоты хвастались нашей ГТС, как национальным достоянием, пока каждый президент пытался посадить в главное кресло «Укртрансгаза» «своего» человека, пока мы ждем, вместо того, чтобы предлагать Европе выгодные условия пользования нашей ГТС, самой системы может просто не стать. И единственное, что нам останется – объявить тендер на то, чтобы выкопать из почвы наше стратегическое достояние и отправить его на металлолом».

Вот так новость! Оказывается, для «прогрессивного мира» Украина интересна только в статусе транзитера российского газа. Осознание этого факта заставляет «свидомых» политиков придумывать весьма необычные аргументы в пользу отказа Европы от «Северного потока-2». Вот один из них: украинская труба сдерживает «агрессию» Кремля.

«Если не будет транзита через территорию Украины, то вероятность полномасштабного конфликта между Россией и Украиной тоже повышается. Эту мысль мы доносим особенно европейским политикам, которые должны понять не только экономические последствия для Украины, а также геополитические последствия для всего мира», - говорил бывший исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко.

Ту же мысль озвучивал лично экс-президент Украины Петр Порошенко. За его подписью в немецкой газете Frankfurter allgemeine выходила статья, в которой находим таким слова: «Как только «Северный поток-2» будет наполнен российским газом, протекающим за пределами Восточной Европы и Украины, Кремль не будет воздерживаться от еще более жестокого наступления на наши общие ценности. Даже хуже, это даст России преимущество».

Невольно возникает вопрос: а зачем вообще Кремлю понадобится Украина, когда она утратит статус транзитной державы? Зачем оккупировать эту бесхозную, Богом забытую территорию с проживающим на ней нищим населением, когда уже ведены в эксплуатацию обходные газопроводы? В действительности выкопать и сдать на металлолом газотранспортную систему значит обезопасить себя от «российской агрессии». С другой стороны, Европа тоже потеряет интерес к Украине.

«Мы должны успеть заскочить на подножку поезда, который уже на полном ходу мчится мимо нашего вокзала. Мы должны предлагать Европе возможность любые удобные условия вплоть до управления ГТС зарубежными представителями стран-партнеров, либо другие выгодные для Запада условия. Лишь для того, чтобы не потерять систему как таковую. Чтобы не потерять едва ли не последний наш рычаг влияния на мировую геополитику», - пишет Михаил Непран.

О приватизации газотранспортной системы на Украине говорят уже много лет. Извечный вопрос: сколько она стоит? Ernst & Young три года назад оценивала этот актив в 10 миллиардов евро. Лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко тогда возмутилась: «Я считаю, что публикация заниженной в 30 раз стоимости газотранспортной системы – это промывка сознания украинскому обществу перед «черной», обесцененной продажей ГТС».

Впрочем, сегодня её вряд ли удастся продать даже за10 миллиардов. Какой дурак на это «клюнет», когда официальные представители Киева уже собрались выкапывать трубу и сдавать её на металлолом?

Сдавать ГТС в аренду тоже бессмысленно. Остается вариант, который Путин, Кучма и Шредер обсуждали еще в 2002 году: создание трехстороннего консорциума по эксплуатации украинской газотранспортной системы. Особенно актуальной эта идея стала после газового кризиса 2009 года. И Москва, и Киев, и Брюссель полагали, что консорциум поможет решить все транзитные споры. Но до конкретных действий дело так и не дошло.

Экс-премьер-министр Украины Николай Азаров заявлял, что неконструктивную позицию занял Евросоюз – он просто игнорировал потуги Киева начать проработку конкретных деталей соглашения. «Трехсторонний консорциум, прежде всего, зависит от третьей стороны. Мы готовы, Россия готова. Где та третья сторона?... Где же ваша поддержка Европейского Союза вот этой формой сотрудничества по управлению ГТС? Мы уже три года ждем. Скажите, сколько нам еще ждать. Год, два, три, сколько еще?», - возмущался глава украинского правительства.

Впрочем, и Россия большого интереса к этой теме не проявляла. «Я думаю, что "Газпром" не согласится на трехсторонний консорциум. Не в интересах России такая мешанина в управлении ГТС, и это ничего хорошего не даст. Нас интересует прямое участие "Газпрома" в управлении украинской трубой или передача ее "Газпрому"», - говорил в 2013 году президент Российского газового общества Валерий Язев.

Сегодня у российского концерна тем более нет желания участвовать в каких-то консорциумах. Украина тоже не согласится допустить «оккупантов» к управлению своим «национальным достоянием». А без России все эти схемы лишены смысла.

Киеву остается надеяться на усиление конфронтации между Западом и РФ. В соответствии с поправками к Газовой директиве ЕС Германия, скорее всего, будет вынуждена искусственно ограничивать пропускную способность «Северного потока-2». При определенных обстоятельствах его вообще могут «законсервировать». Поэтому окончание строительства газопровода не станет абсолютной и безоговорочной победой России – сразу после этого начнется борьба за условия его эксплуатации.