Войти в почту

«Интересы украинцев в расчет не принимаются» США отправляют военные корабли в Черное море. Чего ждут на Западе от обострения в Донбассе?

Новая эскалация конфликта на юго-востоке Украины, из-за которой стороны вновь заговорили о грядущей войне, привела к очередному витку напряженности в отношениях России с Западом. Политики в европейских странах и США наперебой обсуждают «руку Москвы» в Донбассе, давая понять, что никакие контраргументы не поколеблют их уверенность в российском вмешательстве. В результате за последнюю неделю дипломатическая ситуация на украинском направлении обострилась настолько, что иначе как кризисной ее не называли. Где лежат истоки новой эскалации, нужен ли Европе очаг напряженности у ее границ и что надеются получить США от конфликта на Украине — разбиралась «Лента.ру».

«Интересы украинцев в расчет не принимаются» США отправляют военные корабли в Черное море. Чего ждут на Западе от обострения в Донбассе?
© Lenta.ru

За семь лет конфликта в Донбассе никого уже не удивляют взаимные обвинения Киева и самопровозглашенных республик в обстрелах в районе линии соприкосновения и срыве Минских соглашений. Однако весной 2021 года ситуация на юго-востоке Украины накалилась сильнее обычного: Специальная мониторинговая миссия (СММ) ОБСЕ зафиксировала резкий всплеск нарушений перемирия — около двух тысяч.

Сразу после этого «угрозы миру у границ Украины», как назвали происходящее в Польше, вышли в топы политических дискуссий в Европе. Причем направленность их оказалась очевидно антироссийской.

В первую очередь происходящее на Украине обеспокоило Францию и Германию: министры иностранных дел обоих государств выразили поддержку «суверенитету и территориальной целостности Украины». «Мы крайне внимательно следим за ситуацией и призываем стороны к сдержанности и немедленному снижению напряженности», — указали они. Позднее сообщалось, что канцлер Германии Ангела Меркель в разговоре с президентом России Владимиром Путиным призвала отказаться от перемещения войск на границе с Украиной.

Высказался об опасениях по поводу дестабилизации на Украине и премьер-министр Великобритании Борис Джонсон. А вскоре после этого отдельное заявление о «российской военной активности» выпустили пять стран — США, Великобритания, Канада, Литва и Польша. Некоторые обозреватели всерьез начали оценивать перспективы Москвы в войне с Киевом.

В России на эти обвинения ответили однозначно: вопреки заявлениям о российской угрозе именно Киев занимается стягиванием войск к линии соприкосновения в Донбассе. Представитель МИД России Мария Захарова заявила, что украинские войска ведут огонь, от которого страдают мирные жители региона. В МИД России подчеркнули, что обстановка на юго-востоке Украины остается напряженной и может обостриться из-за того, что Киев «по-прежнему живет иллюзией относительно возможности силового решения конфликта».

Почему вообще в Европе вдруг заговорили о «росте российской военной активности»? Дело в том, что именно с такими обвинениями выступили украинские власти, а затем тему развили США.

Изначально Минобороны Украины обвинило Россию в наращивании военного присутствия в Донбассе. Военные утверждали, что Москва активизировала тренировки подразделений самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР), сосредоточила на границе регулярные армейские части и якобы нарастила «пропагандистские усилия» для убеждения мирового сообщества в «оправданности возможного применения ВС РФ против Украины».

Москве, которая до этого сообщала о множестве украинских провокаций на линии соприкосновения в Донбассе, пришлось отвечать на эти обвинения. Представитель Кремля Дмитрий Песков заявил, что Россия не представляет угрозы ни для одной страны мира, в том числе для Украины, однако «очень внимательно относится к собственной безопасности». Он прокомментировал и сообщения о «блуждании» российских войск по Ростовской области с заклеенными номерами.

2 апреля президенту Украины Владимиру Зеленскому удалось провести первый телефонный разговор с американским лидером Джо Байденом. «Президент Байден подтвердил неизменную поддержку США суверенитета и территориальной целостности Украины перед лицом продолжающейся агрессии России в Донбассе и в Крыму», — говорилось в заявлении Белого дома. «[Байден] заверил, что США не оставят Украину без поддержки», — повторили в офисе Зеленского.

Этот момент стал поворотным для украинской и американской риторики. В США начали заявлять о дезинформации с российской стороны, попросили объясниться за «провокации» в виде передвижений войск у российско-украинской границы. Вашингтон также обвинил Россию в подрыве деэскалации в Донбассе и призвал снизить напряженность.

Резкие заявления посыпались и из Киева. Пресс-секретарь делегации Украины в контактной группе по урегулированию ситуации в Донбассе Алексей Арестович, например, пригрозил «пролить кровь» в случае войны с Россией и «работать по полной, всеми средствами, которые есть у Вооруженных сил Украины». А секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Алексей Данилов посоветовал России заботиться о благополучии своих регионов, «пока это их территория».

После подобного шквала Москва связалась с Вашингтоном и дала разъяснения о происходящем в Донбассе, а также предупредила США о последствиях провокаций, предпринятых Украиной.

Глава МИД Сергей Ларов отдельно указал: Киев нарушает заключенные в Минске договоренности по Донбассу, и попросил Германию и Францию привести украинские власти в чувство. Замглавы администрации президента России Дмитрий Козак также указал, что Берлин и Париж занимают крайне непоследовательную позицию в переговорном процессе.

«Прямой заинтересованности в урегулировании конфликта в той последовательности, которую они декларируют, и приверженности Минским соглашениям — ее нет», — сказал он. В Кремле также подчеркнули: Россия не видит у Киева намерений взять под контроль и успокоить свои подразделения на линии соприкосновения в Донбассе.

В Киеве же стали активно поднимать тему вступления в НАТО и поддержки со стороны Североатлантического альянса. В частности, Украину назвали «настоящим щитом» Европы и «мощным форпостом на восточном фланге» НАТО. При этом альянс обвинили в недостаточной смелости для того, чтобы принять решение о включении страны в свой состав. Блоку, конечно, пришлось напомнить, что Украина — пока просто партнер, которому нужно проводить реформы, и что НАТО поможет стране развивать армию.

Несмотря на выражение поддержки Украине, страны Европы явно не намерены разжигать конфликт в Донбассе. По словам Алана Кафруни, профессора в области международных отношений колледжа Гамильтона (США), против эскалации будут выступать Париж и Берлин. Они же «не допустят членства в НАТО для Украины, что полностью признает Вашингтон», считает эксперт. Связано это, в частности, с позицией Германии в отношениях с Москвой: «Она уделяет приоритетное внимание экономическим связям с Россией, не в последнюю очередь — завершению проекта газопровода "Северный поток-2"».

Кафруни поясняет, что текущая эскалация на Украине объясняется несколькими факторами, причем не связанными с Европой. Дело в том, что позиции Зеленского оказались серьезно ослаблены на фоне усиления экономического кризиса в стране и неспособности властей сдержать разрушительную пандемию коронавируса. Кроме того, украинские власти решили «переиграть растущую националистическую оппозицию — и заодно ответить на призывы Запада к реформам посредством арестов и расследований в отношении пророссийских олигархов».

Аналитик Европейского совета по международным отношениям Густав Грессель считает, что с европейской точки зрения ситуация сейчас «довольно деликатная и опасная». С одной стороны, в ЕС не могут игнорировать действия и заявления Москвы. При этом эксперт отмечает, что в случае реальной украинско-российской войны те же Германия и Франция будут сторонними наблюдателями, а выживание Украины, как и остальной Европы, зависит от решимости Америки как-то повлиять на ситуацию.

Похожего мнения о зависимости европейских стран от Вашингтона придерживается и глава Американского университета в Москве Эдуард Лозанский.

Проявлением мудрости в разгар кризиса Густав Грессель считает умение не подпитывать страхи и опасения противника — в данном случае России. Вот почему, по его мнению, немецкое и французское заявления настолько слабые и сбалансированные. Эксперт добавил, что США и Великобритания в данный момент не вводят никаких войск и не выделяют Украине экстренные партии оборонных товаров, однако активизировали разведывательную деятельность, чтобы более внимательно следить за ситуацией.

В то время как Европа, которой новая война вблизи границ явно не нужна, замерла в ожидании, США продолжили агрессивные заявления. Пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки 8 апреля заявила, что «у России сейчас сосредоточено больше войск на границе с Украиной, чем когда-либо, начиная с 2014 года». По ее словам, США обеспокоены подобной «эскалацией агрессии». Москва при этом отмечала: это страны Запада наращивают военную активность на Украине и в Черном море, а также проводят разведку близ Донбасса и российских границ.

А затем подтверждение получила информация о планах США направить в Черное море два военных корабля. Изначально об этом сообщали лишь СМИ: Белый дом якобы рассматривал возможность направить военные силы в Черное море в ближайшие несколько недель, чтобы поддержать Украину. В Пентагоне эту информацию не подтверждали.

Уже 9 апреля стало известно, что США направили турецким властям уведомление о проходе военных кораблей США из Средиземного моря в Черное и обратно. Анкара, в свою очередь, рассказала об этом участникам конвенции Монтрё. Ожидается, что корабли будут находиться в черноморской акватории с 14-15 апреля до 4-5 мая. В Госдуме предупредили, что отправка кораблей «в знак поддержки Украины» только осложнит ситуацию вокруг Донбасса.

По словам Эдуарда Лозанского, в настоящее время у США нет необходимости посылать своих солдат в Донбасс. Он отмечает, что Вашингтон пока может «обойтись другими методами: накачивать оружием украинскую армию, обучать советников, использовать дроны и кибероружие, о чем говорил Байден».

В целом же, считает эксперт, нынешний президент США готов пойти гораздо дальше, чем Джордж Буш-младший в 2008 году, когда выступил в защиту Грузии во время российско-грузинского конфликта. «Многие организации его Демократической партии — правда, пока только левого крыла, — уже требуют от него остановить это безумие и начать переговоры с Москвой», — указал он.

Алан Кафруни при этом считает, что, даже несмотря на напряженность, серьезный «вооруженный конфликт в регионе маловероятен, если не произойдет серьезных просчетов и недопонимания», что самопровозглашенные республики Донбасса вряд ли начнут военное наступление без согласия Москвы. А Россия, по его мнению, «не пожелает проводить крупномасштабные и сложные в военном плане операции на Украине, которые усугубили бы ее отчуждение от Европы». Но это в том случае, «если не будет вступления Украины в НАТО или полномасштабного украинского военного наступления на повстанцев, которое вряд ли допустит Вашингтон».

Американская сторона продолжает проводить политику ослабления России, поскольку Москва отказалась подчиниться мировой гегемонии США и однополярной модели мира во главе с Америкой, считает Лозанский. Он указывает, что пиком этого процесса стала речь Путина 10 февраля 2007 года на конференции по безопасности в Мюнхене.

Вторая цель — тактическая: отвлечь внимание от многочисленных внутренних проблем в стране. При этом власти хотят «свалить всю вину за них на Россию, которая сумела каким-то образом, по выражению СМИ, "hack our minds", то есть похитить наши мозги и заставить полстраны действовать в интересах Москвы», добавил Лозанский.

Можно с большой уверенностью говорить, что новое обострение на юго-востоке Украины активнее всего разжигается непосредственно на местах. Однако, как это часто бывает, сложно сказать, кто в этом виноват: и ВСУ, и ополченцы заявляют, что лишь защищаются и не хотят войны.

Однако внешние игроки не дремлют: у них есть свои интересы, а использовать внезапно накалившуюся ситуацию в Донбассе для геополитической борьбы очень удобно. Вот только страны Европы, выражая поддержку Украине, интересы украинского народа в расчет не принимают, подчеркивает Лозанский. «По их понятиям, это расходный материал в большой игре на геополитической шахматной доске», — резюмирует он.

Lenta.ru: главные новости