Войти в почту

Россия ждет спасения из «крымской ловушки» от Китая

Россия и Китай вместе приходят во все новые точки на земном шаре. Две сверхдержавы заполняют геополитический вакуум, образовавшийся в результате игнорирования интересов стран третьего мира со стороны США. Именно сегодня так происходит и в Украине.

Россия ждет спасения из «крымской ловушки» от Китая
© Свободная пресса

Киевская оппозиция рада приходу Китая в Крым

Мы уже писали, что на днях на Крымский полуостров с официальной делегацией прибыли заместитель председателя Ассоциации российско-китайской дружбы Чэнь Шаньвэнь, генеральный директор экспортно-импортной торговой компании «Кай Шэн» Чжао Кай и председателя правления компании «Хао Лан» Чэнь Юн.

Делегаты посетили крымские винодельни и санатории. Депутат Верховной рады от фракции «Оппозиционная платформа – За жизнь» Вадим Рабинович заявил, что сближение Китая и России будет только усиливаться на фоне охлаждения китайско-украинских отношений.

Стоит напомнить, что после присоединения Крыма в 2014 году Китай уклонился от критики в адрес Москвы в связи с нарушением суверенитета Украины. В то время как Москва косвенно поддержала растущее военно-политическое присутствие Китая в Южно-Китайском море, вызывающее раздражение США.

В 2015-2016 годы именно китайские компании, государственные и частные, помогали России в прокладке энергомоста из материковой части страны в Крым. Китайские бизнесмены и туристы регулярно посещают полуостров, и об этом подробно рассказывается и в российских, и, в частности, в крымских изданиях. Но это не вызывало у официального Киева такой же острой реакции, как нынешний визит делегации во главе с Чэнь Шаньвэнем.

Как Киев эксплуатирует «Миротворца»

Визит китайской делегации широко освещался в украинской прессе, которая восприняла его как предзнаменование расширения присутствия китайского бизнеса в Крыму. Официальный Киев, разумеется, выразил неудовольствие визитом китайских бизнесменов. Все три китайских делегата были немедленно включены в «Миротворец» – это украинская негосударственная база данных лиц, якобы представляющих угрозу национальной безопасности Украины.

Все дело в том, что визит состоялся на фоне острого кризиса в украинско-китайских отношениях, начавшийся с того, что 11 марта Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины принял решение о национализации крупнейшего запорожского производителя авиационных двигателей «Мотор Сич».

Это решение стало разрешением многомесячной напряженности: китайские бизнесмены, которые, по мнению украинской стороны, были связаны с военными, попытались получить контрольный пакет акций украинского предприятия, чему яростно противостояли США.

Именно под давлением США украинские власти в конце января приняли решение расторгнуть сделку и ввести санкции в отношении китайских инвесторов.

Сейчас китайские компании ведут судебную тяжбу с Украиной, требуя компенсации в размере $3,5 млрд, а официальный Пекин резко осудил украинское решение и призвал Киев уважать права китайского бизнеса на своей территории.

Китай требует: «Прекратите политизацию!»

Решение по «Мотор Сичу» и вправду стало неосмотрительным, если не сказать провокационным, учитывая, что Китай остается главным партнером Украины: объем импорта и экспорта между странами в 2020 году достиг $8,3 млрд и $7,1 млрд соответственно.

Неудивительно, что на фоне подобных действий Украины китайская сторона начала пытаться искать новые точки опоры – в том числе в России. Крымские власти уже объявили, что после открытия границ китайские туристы могут отправиться на полуостров, также есть перспективы сотрудничества в пищевой промышленности и виноделии.

Между тем, официальный Пекин потребовал от Украины «прекратить политизацию» китайской деловой активности на Крымском полуострове.

«Китайские компании поддерживают контакты с Крымом и сотрудничают с ним в соответствии с рыночными принципами. Нельзя политизировать это коммерческое сотрудничество», – заявил официальный представитель МИД Китая Чжао Лицзяна во время брифинга 15 марта.

Чиновник добавил, что китайский бизнес имеет «исторические связи с Крымом» и что Пекин надеется, что «заинтересованные стороны путем диалога и переговоров найдут достойное решение соответствующей проблемы».

Если читать между строк, то речь идет о кооперации России и Китая еще в одном нестабильном регионе. Сейчас две державы выступают если не прямыми союзниками, то как минимум избегают конкуренции еще в двух ресурсоемких регионах – в Африке и Латинской Америке.

Китай, с его крупными инвестициями, развитыми торговыми, культурными и образовательными интересами, имеет гораздо больше рычагов влияния на обоих континентах, нежели Россия. На африканском континенте она в основном ограничивается поставками оружия, а вот в Латинской Америке не только продает оружие, но и заключает выгодные энергетические сделки.

И Пекин, и Москва поддерживают правительства в Венесуэле, на Кубе и в Никарагуа – те самые, которые вызывают раздражение Белого дома. Вывод прост: Россия и Китай, не придерживаясь совместной стратегии, просто заполняют политический вакуум, образовавшийся в результате игнорирования интересов стран третьего мира со стороны США.