Абхаз, здесь тебе не Донбасс!
Задержанного в Абхазии Героя ДНР, бывшего командира интернациональной бригады «Пятнашка» и бывшего помощника президента Абхазии Ахре Авидзба (позывной «Абхаз») обвиняют в незаконном хранении оружия. Об этом сообщила его адвокат Инга Габилая.
Она сообщила, что во время встречи со своим подзащитным в здании Службы государственной безопасности республики ей было предъявлено постановление о возбуждении уголовного дела по части 2 статьи 217 УК Абхазии («Незаконное хранение оружия группой лиц по предварительному сговору»), которая предусматривает от двух до шести лет лишения свободы. Кроме того, из документа следует, что в группу входят пятеро друзей Авидзба из ДНР.
По словам Габилая, к Авидзба не применялась физическая сила. Он отказался от воды и еды, и потребовал свободы. Остальные фигуранты дела получили увечья при задержании.
Авидзба и сотрудники его охраны были задержаны вечером 4 марта. Как сообщили в МВД, у них изъяли патроны в заводской упаковке и россыпью, ручные противотанковые гранатометы, ручные пулеметы и пулеметные короба со снаряженными лентами, автоматы российского и иностранного производства, пистолеты, спецснаряжение и радиопередатчики.
Напомним, Авидзба был активным участников войны в Донбассе, в прошлом году участвовал в свержении тогдашнего президента Абхазии Рауля Хаджимба, а после победы на президентских выборах Аслана Бжания стал его помощником по международным связям. Однако после инцидента, в ходе которого он на своем джипе снес забор на границе с Россией из-за того, что пограничники пять часов проверяли его документы, он был освобожден от должности, хотя сам заверял, что ушел с поста по причине разочарования в курсе нынешнего руководства Абхазии.
Напомним также, что оппозиция обвиняет нынешнюю власть в контактах с Грузией. Причиной стала поездка помощника президента Бенура Квирая на подконтрольную Тбилиси территорию. В этой связи певица Юлия Чичерина, активно поддерживающая республики ДНР и ЛНР: уже заявила, что, арестовывая Авидзба, власти Абхазии играют на руку Грузии и Украине, а следовательно – НАТО.
Так ли все сложно? Создается впечатление, что обвинения против Авидзба притянуты за уши, ведь в Абхазии едва ли не в каждом доме хранят оружие.
— Совершенно верно. Оружие в Абхазии легализовано, — соглашается директор Центра общественного и информационного сотрудничества «Европа» Эдуард Попов. — Когда Ахра Авидзба помогал свергать прежнего президента Рауля Хаджимба ему, кстати, не ставили в вину незаконное хранение оружия. Поэтому обвинение в адрес Ахры Авидзба высосано из пальца. Для ареста неугодного человека можно было придумать версию поинтересней.
«СП»: — Авидзба был одним из активных участников свержения предыдущей власти, но успел рассориться с теми, кому помог победить. Могут ли недовольные итогом той революции готовить новую?
— Полагаю, что да. По крайней мере основания к тому есть и настроения тоже. Но если конфликт не будет решен закулисно. Лишний шум и очередная революция в Абхазии не нужны никому кроме врагов абхазской независимости. Россия тоже в этом не заинтересована. Поэтому больше шансов, что конфликт уладят миром, и стороны найдут что сказать в оправдание компромисса. Надеюсь на это.
«СП»: — Казалось бы, при чем тут ДНР? Сообщается, что в группу входят пятеро друзей Авидзба из ДНР. Вот вам и «группа лиц по предварительному сговору». А что на самом деле эти люди могли забыть в Абхазии?
— Какие законы нарушили добровольцы из ДНР из охраны Авидзба? Законами Абхазии не запрещено пребывание в стране граждан других государств, тем более что все или большинство бывших ополченцев Донбасса являются гражданами России, как и абсолютное большинство населения Абхазии. А что эти люди делали в Абхазии — это, я полагаю, их дело. Законов они не нарушали, будь иначе, наверное, уже появились бы заявления правоохранительных органов Абхазии.
«СП»: — Кстати, да, они же все граждане России. Почему Россия молчит?
— А зачем России реагировать на бурю в стакане воды? По крайней мере, публично. Впрочем, я уверен, реакция России будет, но вряд ли она будет публичной.
— Тут двояко. Вы правы насчет «каждый хранит дома». Но все- таки не каждый хранит арсенал, — говорит абхазский журналист Антон Кривенюк. — Хотя и таких, которые хранят арсеналы, тоже немало. Я бы, если сейчас вынести за скобки все прочие важные детали, по вопросу оружия определился так. В абхазском хаосе все равно есть некая системность. Любая абхазская политико-силовая группировка имеет в своем составе людей, у которых есть возможности личным оружием устроить войну. И все это понимают. И дергать такие группировки никакая власть не решается и в дальнейшем не будет. Но это как бы закулисный, не артикулируемый в политической повестке «последний аргумент». А Ахра оказался в этом смысле «внесистемным» для абхазского хаоса. Он начал козырять оружием, публично и многократно заявлять о том, что он им устроит переворот. Таких правил игры нет. Только за это уже его бы «закрыли» и при Бжания, и при Хаджимба, и при любом предыдущем президенте.
«СП»: — Как понимать «группой лиц по предварительному сговору»? Сообщается, что в группу входят пятеро друзей Авидзба из ДНР. Присутствие «чужаков» тоже сыграло против Авидзба?
— Этот вопрос и ответ на него по сути в продолжение предыдущего. В военнизированных секторах абхазских политико-силовых группировок нет чужих людей, во всяком случае точно, что не из Северного Кавказа. Да и из Северного Кавказа почти нет, почти все абхазцы. Не было такого в абхазских играх, чтобы появлялась военизированная группировка из не местных, да еще с таким эпатажным руководителем. Ахра менял правила игры, в этом смысле он крут, он насаждал представления Донбасса в Абхазии и, кстати, я уверен, обрел пока не явную поддержку со стороны части молодежи и т.д. Но для сложившейся в Абхазии системы он «потерял берега», она редко, раздираемая внутренними междоусобицами, способна жестко встать на дыбы.
«СП»: — Авидзба принимал участие в свержении прошлого президента и уже успел нарваться на конфликт с новыми властями… Почему? Он был освобожден от должности после того, как на своем джипе снес забор на границе с Россией. Сам он говорил, что ушел с поста по причине разочарования в курсе нынешнего руководства Абхазии. Как это понимать?
— Ахра Авидзба довольно принципиален. Он четко, если говорить о политической составляющей, поставил вопрос о расследовании убийства воров в законе, которое случилось осенью 2019 года, и один из убитых воров его родственник. Это очень сложное событие, многое указывает на то, что осуществляли его по прямому указанию лиц, имевших отношение к прежней власти. Ахра надеялся на принципиальность новых властей, но зря. И то, что зря, изначально было очевидно. Никто в Абхазии, никакая власть не будет иметь дух дергать «скрепные» отношения — сообщества, в которых тесно переплетены власть, бизнес, криминал, силовики — это все одно целое. Не будет же Бжания сам из-под себя кресло выносить. Надо понимать, что Абхазия — не государство в том виде, как это может представляться из любой другой страны. Государство там, точнее, это временно пребывающая у власти группа персоналий, которая неизбежно опирается на компромисс с политическими, силовыми и криминальными группами. А во многих случаях это одно и то же. Опять-таки Ахра человек из совершенно другой системы, и он надеялся, что поможет прийти к власти группам, которые возродят государство, и смогут кого-то там наказывать, сажать, что-то расследовать. Увы, это не так. Но нужно сказать, что да, он сам многократно переходил красные линии, и в первую очередь конечно этот инцидент на границе. Ушел он не сразу после него, хотя все ожидали отставки. И мы знаем, что президент Бжания до последнего предлагал ему разные варианты коалиции и содружества. Ибо да, такими кадрами не разбрасываются.
«СП»: — Нынешняя оппозиция в Абхазии недовольна контактами власти с Грузией. Насколько серьезны эти контакты, или оппозиция просто ищет повод?
— Скорее оппозиция ищет повод. Так всегда и было. Нынешняя власть, будучи в оппозиции, тоже использовала эти аргументы, раскручивая в политической повестки различные сюжеты. Грузинская пугаловка — инструмент в политических торгах на протяжении всех лет абхазской независимости, и по очереди раскручивается каждой силой у власти. Тем более, по факту, конечно масса людей из Абхазии имеют в Грузии дела, иногда гражданство, как минимум массу родственников, регулярно туда ездят. Всегда можно найти, на кого наехать по этому поводу.
«СП»: — Вот Юлия Чичерина пишет у себя, что власти Абхазии играют в интересах укронацистов, намекая на то, что контакты с властями Грузии - это едва ли не игра на стороне НАТО, а значит – Украины. Согласны ли вы с таким мнением?
— Нет, с таким мнением я не согласен. Чичерина слишком переоценивает руководство Абхазии. У него нет никакой, пусть даже неоднозначной внешнеполитической линии, им и с Москвой отношения давно не удается отладить. Что уж там говорить про НАТО.
«СП»: — Россия будет молчать? Ведь это плохой пиар и для Абхазии и для республик. тем более, что друзья Абхаза — граждане России.
— Мне не кажется, что Кремль будет как-то особо озабочен судьбой Ахры Авидзба. Фигура тем более неоднозначная. И уж во всяком случае не нужно было ломать ворота на границе. В процессе этого инцидента Ахра напирал на дипломатическую неприкосновенность, которую ему вроде как давала должность помощника президента Абхазии. То есть это к тому, что он вполне себя видел как абхазского политика.