Войти в почту

об итогах выступления Дональда Трампа

«Трамп впервые выступил на CPAC в 2011 году, и считается, что именно с той его речи началось восхождение нью-йоркского девелопера к вершинам власти в США. С тех пор у Трампа с конференцией консерваторов сохранялись самые тесные отношения. «Президент Трамп любит CPAC, и CPAC любит президента Трампа», — сказала недавно Мерседес Шлепп, супруга главы Американского консервативного союза Мэтта Шлеппа. И вряд ли стоит удивляться тому, что первое публичное выступление Трампа после его ухода с поста президента состоялось именно здесь, на трибуне CPAC — спустя ровно десять лет после его дебюта среди консерваторов».

Вчера вечером (в Москве была уже глубокая ночь) мир увидел настоящего президента США, а не сенильного избранника «вашингтонского болота», сидящего в Белом доме.

В воскресенье на главной ежегодной конференции американских консерваторов CPAC, проходившей в шикарном отеле Hyatt Regency в городе Орландо (штат Флорида), выступил Дональд Трамп. Я смотрел его выступление от начала и до конца и могу свидетельствовать: это было эпично.

Трамп полностью восстановился после ударов, обрушившихся на него в прошлом году, включая самый болезненный и подлый — украденную победу на выборах президента. Ничего общего с тем почти сломленным человеком, который уходил из Белого дома чуть больше месяца назад. Это снова был Трамп-боец, фонтанировавший энергией, готовый драться и побеждать. Такого Трампа Америка не видела, пожалуй, с 2016 года, когда он находился на пике своей формы, борясь с Хиллари Клинтон.

Тут следует сказать пару слов о том, что такое CPAC и какое отношение она имеет к Республиканской партии.

Строго говоря, CPAC — это не партийный съезд. В 1974 году Американский консервативный союз и группа «Молодые американцы за свободу» организовали эту конференцию как небольшой форум — по сути, междусобойчик — самых преданных консервативных активистов. Но открытие конференции почтил своим присутствием сам Рональд Рейган, в то время губернатор Калифорнии, и произнёс там знаменитую речь, в которой, кстати, впервые назвал Америку Сияющим градом на холме. С тех пор авторитет CPAC неуклонно рос — и в конце концов она превратилась не только во влиятельный центр, во многом определяющий расклады в Республиканской партии, но и в международную структуру, имеющую свои филиалы в Австралии, Бразилии и Японии.

Трамп впервые выступил на CPAC в 2011 году, и считается, что именно с той его речи началось восхождение нью-йоркского девелопера к вершинам власти в США. С тех пор у Трампа с конференцией консерваторов сохранялись самые тесные отношения. «Президент Трамп любит CPAC, и CPAC любит президента Трампа», — сказала недавно Мерседес Шлепп, супруга главы Американского консервативного союза Мэтта Шлеппа. И вряд ли стоит удивляться тому, что первое публичное выступление Трампа после его ухода с поста президента состоялось именно здесь, на трибуне CPAC — спустя ровно десять лет после его дебюта среди консерваторов.

Конференция открылась в пятницу, однако с самого начала всем было ясно, что первые два с половиной дня мероприятия — только подготовка к событию, которого ждала как минимум половина Америки. Как на концерте суперпопулярной группы, на разогреве фронтмена работали «музыканты» рангом пониже, впрочем, все как на подбор — политические тяжеловесы. Особенно красноречивым был сенатор от Техаса Тед Круз — бывший соперник Трампа на республиканских праймериз (тогда острый на язык Трамп прозвал его «врунишка Тед»). Теперь Круз распинался перед собравшимися в своей преданности экс-президенту. «В Вашингтоне полно голосов, которые хотят вычеркнуть последние четыре года, хотят вернуться в тот мир, где мы имели правительство лоббистов, выбранное лоббистами и существующее для лоббистов, — сказал Круз. — Они были в ужасе, наблюдая за Дональдом Джоном Трампом, за тем, как миллионы людей восстали против корпоративных интересов. Они всё время хотели только одного — чтобы Дональд Трамп ушёл. Но позвольте мне вам сказать вот что: Дональд Трамп никуда не уходит!»

Сенатор от штата Канзас Джош Хоули сорвал бурю аплодисментов, заявив, что 6 января, во время утверждения результатов голосования коллегии выборщиков, поднимал вопрос о фальсификации выборов. «Вы знаете, 6 января я возражал во время аттестации коллегии выборщиков, может быть, вы слышали об этом, — похвастался Хоули. — Я встал и сказал, что нам нужно обсудить честность выборов».

А Том Коттон, сенатор от штата Арканзас, поведал аудитории трогательную историю о мигранте по имени Мануэль, который вместе со всей своей семьёй — женой и двумя сыновьями — голосовал на выборах за Трампа.

На вопрос, почему же он голосовал за Трампа, которого мейнстримные СМИ изображают жутким расистом и ксенофобом, Мануэль ответил: «Видите мой новый пикап? Знаете, что оба моих мальчика работают теперь полный рабочий день? У меня нет обиды на Трампа — как и многие американцы по всей стране, мы должны быть благодарны Дональду Трампу за эти вещи».

Все эти речи выслушивались с одобрением, но публика, собравшаяся в отеле Hyatt, ждала самого Трампа. Хотя Трамп живёт в том же штате Флорида, в роскошном поместье Мар-а-Лаго, он почему-то запаздывал. Но когда всё-таки появился перед собравшимися, не разочаровал их. Напротив, даже превзошёл самые смелые ожидания.

Почти два месяца (с нелепого «штурма Капитолия» 6 января) Дональд Трамп был отлучён от своей аудитории, поскольку главный инструмент, посредством которого он общался со своим народом, — Twitter — забанил его навсегда. Подумать только, до чего дошла демократия в Америке!

Три руководителя компании, двое из которых даже не американцы по рождению (Омид Кордестани — иранец, а Параг Агравал — индус), запрещают американскому президенту публично высказывать своё мнение — то, что при этом нарушается Первая поправка к Конституции США, кажется, вообще никого не волнует.

И вот теперь у Трампа появилась возможность сказать всё, что он думает, — и не только собравшимся в конференц-зале отеля Hyatt Regency, но и всей нации. И он этой возможностью воспользовался!

В Штатах есть неписаная политическая традиция: ушедший с поста президент не критикует своего преемника по крайней мере в первые месяцы, а то и годы после смены власти в Вашингтоне. Когда в Белом доме воцарился Обама, Джордж Буш сказал, что, по его мнению, новый президент заслуживает его молчания, и посвятил себя живописи (нарисовал он, кстати, и портрет Путина, насколько похожий — другой вопрос). Сам Обама после ухода с поста занимался кайтсёрфингом и воздерживался от политических заявлений, а Трампа первый раз публично раскритиковал в сентябре 2018 года — спустя почти два года после президентских выборов.

Трамп эту традицию нарушил.

С самого начала он обрушился на президента Джо Байдена и его администрацию. «Всего за один месяц Байден успел продемонстрировать, что он против рабочих мест, против семьи, против границ, против женщин и против науки, — гремел Трамп. — За месяц мы перешли от «Америка прежде всего» до «Америка в последнюю очередь»!»

И по пунктам: администрация Байдена остановила строительство стены на границе США и Мексики. Мало того, что это стоило стране тысяч рабочих мест, так ещё и серьёзно обострило ситуацию с нелегальными мигрантами. Впрочем, по мнению Трампа, Байден и его кабинет делают всё для поощрения нелегальной миграции, а вместе с нею и таких явлений, как койотинг (незаконный ввоз мигрантов, которым занимаются как «индвидуальные предприниматели», так и банды типа MS-13), наркотрафик, рост этнической преступности…

И безопасность границ, подорванная Байденом за первый месяц его президентства, — только один из примеров того, как демократы предают американцев.

«В прошлом году я предсказывал, что коррумпированность, экстремизм и некомпетентность администрации Байдена будут беспрецедентными. К сожалению, я оказался прав», — заявил Трамп. Он жёстко раскритиковал Белый дом за неспособность справиться с пандемией COVID-19 и попытки присвоить себе заслуги по разработке вакцины. На самом деле, напомнил Трамп, две вакцины были разработаны и запущены в производство ещё при его президентстве. «И мы, — тут он обвёл рукою зал, — не должны допустить, чтобы демократы украли у нас эти достижения». Тем более что Байден и его правительство ничего, кроме запретительных мер, предпринять не могут. А между тем детям необходимо учиться — и не онлайн, а в нормальных условиях. «Нам нужно вернуть наших детей в школы!» — заявил Трамп под бурные аплодисменты зала.

Вообще нужно заметить, что речь экс-президента прерывалась аплодисментами очень часто. И аплодисменты эти были искренними — это чувствовалось. Как чувствовалась и энергетика самой аудитории — преимущественно молодой и полной энтузиазма… Впрочем, об этом чуть позже.

Трамп проехал катком по энергетической политике демократов (Байден успел своими указами серьёзно подрубить позиции нефтяников и газовиков). «Во время моего президентства, — без ложной скромности заметил Трамп, — США стали энергетической державой номер один в мире. Мы даже Россию обошли, причём намного!»

Честно говоря, в этот момент сложно было удержаться от улыбки. Когда-то товарищ Хрущёв призывал советский народ «догнать и перегнать Америку». А теперь товарищ… простите, господин Трамп хвалится тем, что США обогнали Россию в гонке энергетических сверхдержав. Впрочем, всё это уже в прошлом — администрация Байдена вновь загонит Америку в кабалу к нефтяным монархиям Ближнего Востока и спровоцирует такой рост цен на бензин, что даже самые маленькие машинки окажутся не по карману большинству американцев.

Но даже сейчас у Америки есть возможность выбрать лучшее будущее. И ключ к этому будущему — трампизм. «Не я придумал это слово, — сказал Трамп. — Но люди теперь часто его используют». Что же такое трампизм в понимании самого Трампа? Это хорошие сделки — Трамп привёл в пример невыгодный для Америки договор НАФТА, который он заменил новым соглашением, гораздо более благоприятным для американских производителей. Это новые рабочие места. Это безопасность и верховенство закона. Это низкие налоги, в том числе и корпоративные. Это защита обездоленных и нуждающихся. Это Вторая поправка (право на хранение и ношение оружия). Это крепкие границы, это сильная армия («Вооружённые силы Америки никогда не были так могучи, как при мне», похвастался Трамп). Это приоритет американских товаров и всего, что сделано в США. Это школы, семья, традиционные американские ценности, американская культура.

С культурой, кстати, всё не так уж просто.

Одним из ключевых пунктов речи Трампа было утверждение: «Мы отвергаем cancel culture». Cancel culture («культура отмены») — главное идеологическое оружие левых. Она устанавливает жёсткие рамки того, что можно и допустимо в обществе, где царят исключительно политкорректные взгляды: всё, что за эти рамки выходит, подлежит «отмене», т. е. критике, публичному осуждению, бойкоту, а то и юридическому преследованию. Говорят, что слово cancel в таком контексте впервые стало употребляться в афроамериканских пабликах в годы президентства Обамы, но сейчас это уже вряд ли имеет значение. Главное, что хотел сказать — и сказал — экс-президент: и он сам, и его сторонники не приемлют навязываемых демократами и левыми либералами правил игры. Никакой политкорректности!

Демократы настойчиво проводят политику деамериканизации Америки. Их миссия — превратить США в социалистическую страну, а социализм, подчеркнул Трамп, к несчастью, неизбежно превращается в коммунизм.

Тут, как говаривал герой поэмы Льюиса Кэрролла «Охота на Снарка», я бы мог возразить, но не буду. Очевидно, что Трамп, упоминая коммунизм, имеет в виду вполне конкретную его модель, а именно — Китай. Потому что второй важнейший тезис его речи звучал так: Америка, а не Китай, должна доминировать в мире!

Вслед за этим Трамп перешёл к самой больной для него теме — теме сфальсифицированных выборов. Перечислять все аргументы, которые он изложил аудитории, доказывая, что демократы украли у него победу, было бы слишком долго, к тому же они все хорошо известны, а шутка «После того как мои бабушка и дедушка проголосовали за Байдена, я перестал приносить цветы на их могилы» успела обзавестись бородой. Но Трамп не ограничился одной лишь критикой, а выступил с вполне рациональными предложениями, которые, по его замыслу, должны обеспечить республиканцам победу на следующих выборах. «Во-первых, — сказал он, — нам нужен один день выборов». Выборы должны проходить не за два, не за три дня и не за неделю. Один день выборов — и точка. И второе: у каждого избирателя должен быть идентификационный документ, ID. Тогда не будет никаких голосующих мертвецов и удивительных пиков графиков голосования в три часа ночи. Кроме того, необходимо бросить вызов «большой цифре» — Big Tech'у, компаниям, подмявшим под себя интернет и соцсети: Google, Twitter, Amazon, Facebook. «Мы должны победить Big Tech, радикальных левых и вашингтонский истеблишмент», — призвал аудиторию Трамп.

Из выступления Трампа стало окончательно ясно, что своё будущее он видит только в прочной связке с Республиканской партией. Слухи о том, что он якобы собирается организовывать третью партию (как когда-то Тедди Рузвельт, основавший Прогрессивную партию, эмблемой которой стал лось), Трамп назвал fake news. Республиканская партия сильна и способна противостоять демократам, которые хотят превратить США в социалистическую страну. Но если республиканцев будут подвергать цензуре, то никакой демократии в Америке не будет, а будет левая диктатура. У демократов есть важное преимущество — в отличие от республиканцев, они всегда едины, среди них нет предателей (тут Трамп поимённо назвал всех республиканцев, голосовавших за его импичмент в сенате и палате представителей, — особо он выделил Лиз Чейни, которая присутствовала на конференции). Демократы не только едины, они ещё и беспощадны, умны и коварны. К счастью для республиканцев, они проводят кошмарную политику политкорректности, открытых границ, а главное — «Зелёного нового курса», который погубит энергетический сектор. Поэтому у республиканцев есть шанс воспользоваться ошибками своих противников и отвоевать себе конгресс на промежуточных выборах 2022 года.

«И мы победим, — закончил свою речь Трамп. — С вашей помощью мы вернём себе палату представителей, мы выиграем сенат, а потом республиканский президент триумфально вернётся в Белый дом».

К этому моменту аудитория буквально неистовствовала. Аплодисменты и выкрики «Мы тебя любим!» заглушали финальную реплику Трампа, которую он явно отрепетировал заранее: «Вот интересно: кто же это будет?» Поэтому экс-президент дождался, пока восторги стихнут, и повторил ещё раз: «Любопытно, кто же это будет?»

А поскольку в начале своего выступления он заявил: «Может, я и решу побить их (демократов) в третий раз», ответ выглядел очевидным.

Дональд Трамп вновь бросил вызов истеблишменту. И сделал это так мастерски, так эффектно, что игнорировать этот вызов у его врагов не получится при всём желании.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.