Войти в почту

Зеленский лишает голоса Юго-Восток Украины

Наиболее пророссийский политик Украины лидер партии ОПЗЖ Виктор Медведчук стал жертвой санкций, введенных против него высшим руководством страны. Медведчуку много лет удавалось избегать подобных репрессий и находить общий язык даже с Порошенко, но он не смог договориться с Зеленским. Что все это означает для Медведчука и избирателей Украины?

Зеленский лишает голоса Юго-Восток Украины
© Деловая газета "Взгляд"

Совет национальной безопасности и обороны Украины 19 февраля ввёл санкции против 8 граждан Украины. В их числе Виктор Медведчук и Оксана Марченко. Против первого – за то, что он является лидером партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» (а также, видимо, в ответ на процедуру импичмента, инициированную этой партией). Против Марченко – за то, что она является его супругой.

Секретарь СНБО Алексей Данилов сразу же после заседания разъяснил, что санкции распространяются на всё имущество Виктора Медведчука. «Служба безопасности Украины ведет расследование уголовного производства по ч 5. ст. 258 [Уголовного кодекса Украины] – финансирование терроризма. Соответственно по этой статье к Марченко, Медведчуку и всем перечисленным лицам применены санкции».

Что за санкции?

По сути – это репрессивный механизм против юридических и физических лиц, а также иностранных граждан. Данилов сослался на расследование СБУ, но это скорее дежурное объяснение. Закон «О санкциях», принятый с подачи фракции Петра Порошенко в Верховной Раде ещё в августе 2014 года даёт право задействовать этот механизм коллегиальным решением СНБО. После чего санкции оформляются указом президента и в течение 48 часов утверждаются ВР Украины. Теоретически, ввести их можно в отношение кого угодно. Однако на деле обычно он направлен на граждан РФ, российских компаний либо против украинских юридических, которые действующая украинская власть подозревает в сотрудничестве с РФ.

Всего в законе предусмотрено 24 вида санкций: имущество нельзя продать или передать в управление, счетами невозможно пользоваться, транспортные средства – использовать. Капитал нельзя вывести за пределы Украины, лицензии аннулируются, получать новые запрещается. Нельзя участвовать в процессах приватизации и т.п. Бизнес (а обычно это бизнес) оказывается в ловушке. Суд тоже не поможет, поскольку в тексте закона речь идёт о создании «...реальных и/или потенциальных угроз национальным интересам, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины, способствуют террористической деятельности...». Под это определение можно подвести почти все что угодно.

За что?

На этот вопрос ответить сложнее, поскольку придётся одновременно говорить о разном. Начнём с того, что сам вопрос применения санкций в отношении граждан Украины до сих пор не урегулирован и оспаривается украинскими юристами и политиками. «Закон Украины, Конституция Украины запрещает использование санкций против граждан Украины. Я не открою тайну, Медведчук, к сожалению или к счастью, является гражданином Украины. Если бы он был гражданином России, или другой, были бы немедленно применены санкции, в том числе мы синхронизируем их с нашими американскими партнерами», – прокомментировал вопрос Пётр Порошенко в эфире телеканала UA: Первый несколькими неделями ранее.

Впрочем, сам же Порошенко и стал создателем реальности, в которой можно игнорировать и законы Украины и даже её Конституцию. В частности, в СНБО и в Офисе президента прячутся за формулировку ст. 3 закона «О санкциях», где говорится, что «...Причинами для применения санкций является действия иностранного государства, иностранного юридического или физического лица, других субъектов...». В число других субъектов они как раз и включают граждан Украины.

Во-вторых, Виктор Медведчук уже не первый. Ещё в начале февраля СНБО аналогичным образом ввёл санкции в отношении народного депутата Украины Тараса Козака (фракция ОПЗЖ) и его компаний. Следствием этого стало прекращение ТВ-вещания телеканалов 112, ZiK, NewsOne, владельцем которых значился Тарас Козак.

Однако многие считали Козака лишь номинальным владельцем телеканалов, утверждая, что их реальным собственником является Виктор Медведчук. Собственно, в том числе об этом после фактического закрытия телеканалов постоянно говорил тот же Петр Порошенко, которого эта ситуация поставила в положение оправдывающегося. «Почему ты сам не закрыл эти каналы и не ввёл санкции против Медведчука?», – на этот вопрос в разных вариациях предшественник Зеленского отвечает едва ли не каждый день.

Как видим, действия СНБО Украины, за которым маячит тень Владимира Зеленского, создали парадоксальную ситуацию: в ней даже Пётр Порошенко выглядит поборником законности и прав человека. И именно в отношении Зеленского инициировала процесс импичмента фракция ОПЗЖ ещё 4 февраля, явно считая его персонально виновным в преследовании своего депутата. А новое решение СНБО эти подозрения только подтверждает.

Почему именно Зеленский?

Разделение ответственности за жёсткие решения с СНБО неоднократно применялось президентами Украины. В то числе и Петром Порошенко. Похожим образом в конце ноября 2018 года он вводил военное положение на Украине после неудачной попытки украинских военных катеров войти в акваторию Азовского моря (суда были задержаны, а их экипаж арестован).

Однако с тех пор многое изменилось. Вот как описывали изданию «Украинская правда» заседание СНБО, следствием которого стало закрытие 3 телеканалов, источники в самом Нацсовете: «...Как такового заседания СНБО не было и его давно не проводят: людям обычно дают документы, просят ознакомиться и расписаться. 2 февраля в 17:30 членам СНБО позвонили из Офиса президента и пригласили их на Банковую, на 4-й этаж. Каждому выдали папку с документами, чтобы члены СНБО расписались. По словам одного из членов Совбеза, «это было письменный опрос», обсуждения не было. Никто не объявлял и не акцентировал на том, что вводятся санкции против каналов Медведчука».

То есть де-юре это коллегиальное решение совета, куда кроме президента входят главы правительства и парламента, министры обороны, юстиции, внутренних дел, иностранных глава СБУ и прочие высшие чиновники. Де-факто Офис президент попросту собирает их подписи под уже готовым решением и оформляет в президентский указ. А значит, санкции против главы парламентской фракции и лидера второй по популярности партии в стране ввёл Владимир Зеленский лично.

Суть конфликта двух политиков

Виктор Медведчук не новичок в украинской политике. Достаточно сказать, что в начале 2000-х он был главой Администрации президента Леонида Кучмы, а до этого занимал пост спикера ВР. С тех пор он считается «серым кардиналом»: с любым из президентов, пришедших уже после Кучмы, Медведчук так или иначе пересекался ещё как глава Администрации Кучмы. И мог найти общий язык. Даже с Порошенко, для которого Медведчук или иной лидер условно пророссийской ОПЗЖ был бы удобным спарринг-партнёром во втором туре, поскольку выйти во второй тур такой партнёр мог, а победить в нём – нет.

В общих чертах схему ещё в 2018 году описывал обозреватель hromadske.ua Максим Каменев: «...единственный оппонент, которого Порошенко может победить во втором туре – Юрий Бойко или условно пророссийский кандидат. И поэтому Порошенко в определенной степени выгодно, чтобы во втором туре он оказался с пророссийским кандидатом. И тогда, конечно, часть избирателей, которые не поддерживают президента, окажутся в ситуации, когда нужно будет выбирать среди двух зол. И они, скорее всего, проголосуют за действующего президента, чем за открыто пророссийского кандидата». Тогда же украинские журналисты неоднократно фиксировали встречи Виктора Медведчука и Петра Порошенко.

К тому же для Порошенко Медведчук был удобен как непубличный посредник в контактах с руководством РФ, а также ДНР и ЛНР. В частности, он был участником Трёхсторонней контактной группы по мирному урегулированию ситуации на востоке Украины.

Взамен ОПЗЖ получила возможность представлять интересы избирателей Юго-Востока в ВР. Вернее, той их части, что не приняли и не смирились с государственным переворотом 2014 года.

Сейчас уже очевидно, что существовать в таком же качестве при Зеленском у Виктора Медведчука не получилось. Первым звоночком, видимо, следует считать его отстранение от участия в ТКГ летом 2019 года, а также отказ сотрудничества с ним и в неформальном статусе (январь 2021).

Кроме того, политик успел сильно попортить кровь Зеленскому в 2020 году, попытавшись выступить посредником в получении Украиной вакцины «Спутник V» и вызвав резкий ответ Зеленского: «...не советую очень верить в предвыборные «инициативы» отдельных циников, которые уже вакцинировались непроверенным средствами». В дальнейшем в интервью западным СМИ Зеленский открыто признавал, что ему всё сложнее находить ответ на вопрос, почему Украина отказывается от российской вакцины. Видимо, падение своего рейтинга в конце 2020-начале 2021 гг он связывает в том числе с откровенным провалом в этом направлении: вакцины от коронавируса на Украине до сих пор нет.

Кроме того, закрытые ранее телеканалы активно подхватили тему повышения стоимости коммунальных услуг в начале 2021 года, что также снизило рейтинги Зеленского и его партии, одновременно подняв популярность ОПЗЖ.

Но всё это причины внутренние. Того же Порошенко закрытые каналы критиковали не меньше, чем Зеленского. Не исключено, что и проигрыш нынешнему президенту в какой-то степени также их заслуга. Однако такой неприкрытой войны в украинской политике прежде не случалось: «Если бы власти Украины хотели идти по пути закона, то для начала предъявили бы какие-то подозрения, а раз ничего подобного не случилось, то у них нет никаких доказательств вины Медведчука. Просто есть исполнение решения, которое, скорее всего, согласовано с посольством США в Киеве о том, что нужно перекрыть все каналы информации, которые действуют вразрез с интересами Соединенных Штатов», – полагает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. По его мнению, цель санкций – выдавить Медведчука из страны, вынудить его уехать: «Главное – чтобы простыл след Медведчука и других людей, а партию ОПЗЖ можно было бы спокойно запретить и закрыть. По-видимому, сейчас стоит такая задача».

То есть ключевая цель даже не сам Медведчук, а лояльно настроенные к России граждане, которых он так или иначе представляет. Сначала Зеленский зачистил информационное пространство, выбросив из него большую часть СМИ, дававших альтернативный взгляд на украинскую политику. Теперь, вероятно, хочет лишить Юго-Восток единого политического представительства в ВР, а также постепенно выдавить ОПЗЖ из местных советов. Разделяй и властвуй – ничего нового.