о предложении заменить на американской банкноте портрет президента
«Очевидно, что если бы на 100-долларовом билете вместо Бенджамина Франклина поместили Анджелу Дэвис, а на 50-долларовом вместо президента Гранта — Джорджа Флойда, погребённого в позлащённой домовине и ставшего знаменем движения BLM, тогда могло бы создаться впечатление, что Байден совсем чудит, а ФРС удовлетворяет его самые оригинальные желания. Но рокировка «Джексон — Табмен» куда более невинна».
При президенте Байдене Америка переживает бурное обновление — он США вдруг оживил разнообразными трудами.
Обновление коснулось и печатной продукции ФРС. Предстоит изъятие 20-долларовых билетов с портретом седьмого президента США Джексона (1829—1837). Вместо них напечатают билеты с портретом негритянки-аболиционистки Гарриет Табмен, активной деятельницы Подземной железной дороги (The Underground Railroad) — действовавшей в середине XIX века тайной организации, которая занималась переброской рабов-негров из южных штатов в Канаду.
До сих пор дизайн билетов ФРС отличался большим консерватизмом. Да, портреты на купюрах стали немного больше и сместились от центра влево, а цвет вместо прежнего строго чёрно-бело-зелёного несколько изменился в оттенках — появилась розоватость.
И подбор символических фигур на билетах был сугубо старомодным: пять президентов США и два хоть и не президента (Гамильтон и Франклин), но важных мужа совета.
Прежде так бывало не только в США. В Российской империи были «Катенька» (100 рублей) и Пётр (500 рублей), в позднем СССР на билетах всецело господствовал Ленин. Но случалось такое и в демократических республиках. В конце 1950-х на билетах Банка Франции были Бонапарт (100 FF), Генрих IV (50 FF) и Ришелье (10 FF). Крупные государственные деятели, хотя и далеко не республиканцы. Но уже в 1960-х годах их убрали с денег, заменив на деятелей культуры.
Вероятно, настал черёд и продукции ФРС. Против общей тенденции не попрёшь.
Тем более что замена президента Джексона на деятельницу Подземной железной дороги, вызволявшей негров из рабства, даже и не скандальна. Джексон давно уже рассматривается как bête noire, в частности за его практику по части индейцев, которых он гнал, что твоих амаликитян, тогда как Табмен — это такая узорешительница середины XIX века.
Очевидно, что если бы на 100-долларовом билете вместо Бенджамина Франклина поместили Анджелу Дэвис, а на 50-долларовом вместо президента Гранта — Джорджа Флойда, погребённого в позлащённой домовине и ставшего знаменем движения BLM, тогда могло бы создаться впечатление, что Байден совсем чудит, а ФРС удовлетворяет его самые оригинальные желания. Но рокировка «Джексон — Табмен» куда более невинна.
Впрочем, следует учесть и то, что символическое (и даже пропагандистское) значение портретов на денежных знаках сильно зависит от доли наличного денежного обращения в общем обороте. Каковое обращение неуклонно сокращается.
В особенно передовых по этой части странах, например в Швеции, купюру в 100 крон можно украшать хоть портретом зулусского вождя — никто и не заметит.
Отчасти это относится и к США. Внутри страны оборот 50- и 100-долларовых купюр минимален, они имеют хождение скорее in partibus infidelium. А в таковых странах на билетах можно изображать хоть Франклина, хоть Флойда, хоть чёрта с рогами — лишь бы принимали по нарицательной стоимости.
Правда, выбор 20-долларового номинала даёт иную картину. Эти банкноты как раз широко востребованы в розничном обороте. Как в легальном — закусочные какие-нибудь, — так и в нелегальном — уличная торговля запрещёнными препаратами. Что, соответственно, умножает агитационный эффект. И тут интересно будет посмотреть, за какие номиналы Байден возьмётся далее.
Хотя сейчас наличный доллар уже не тот, слишком поздно. По-хорошему надо было бы менять дизайн четверть века назад.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.