о текущей ситуации в США

«Трамп, возможно, уйдёт с политической сцены (а возможно, станет жертвой вашингтонского болота — после окончания срока президентских полномочий его вполне могут подвергнуть уголовному преследованию и даже посадить в тюрьму). Но разбуженная им настоящая Америка — как минимум 80 млн человек, не принимающих либеральные догматы, всё это радужно-мигрантско-трансгендерное будущее, — уже не вернётся в то летаргическое состояние, в каком она пребывала до прихода в Белый дом эксцентричного нью-йоркского миллиардера».

В англоязычном сегменте интернета набирает популярность замечательная шутка: «В связи с ограничениями на путешествия в период пандемии COVID-19, США устроили переворот у себя дома».

То, что произошло 6 января в Америке, действительно можно назвать и неудавшимся мятежом (как мы помним из эпиграммы Джона Харрингтона в переводе Маршака, мятеж по определению обречён на провал — «в противном случае его зовут иначе»), и вполне удавшимся госпереворотом, в результате которого вашингтонское болото с триумфальным чавканьем поглотило и 45-го президента США, и надежды Республиканской партии на реванш в ближайшие годы.

Ещё 5 января (до того, как были подведены итоги повторных выборов в Джорджии) всё выглядело не столь уж печально для Трампа. Его шансы пусть не на второй президентский срок, но на статус главы оппозиции Байдену и демократам выглядели вполне приличными. А у республиканцев оставалась надежда на то, что они всё же сохранят большинство в сенате.

Но потом в Джорджии подсчитали бюллетени, 90% которых пришло заранее по почте, и выяснилось, что оба кандидата-демократа (Рафаэль Уорнок и Джон Оссофф), сначала стабильно отстававшие от республиканцев Пердью и Лефлер, внезапно вырвались вперед по той же схеме, по которой 3 ноября у Трампа «выиграл» Байден: около полуночи в подсчёте голосов случилась «аномалия» — и демократы победили с минимальным перевесом. Таким образом, демократы сравняли счёт в сенате: теперь соотношение сил будет 50 на 50, а учитывая, что вице-президент в верхней палате конгресса имеет право голоса, то 51 у демократов. Контроль над конгрессом развязывает «ослам» руки: теперь они могут претворить в жизнь все свои планы по обустройству Америки на новый лад. Например, отменить ограничения на приём беженцев из слаборазвитых стран, легализовать нелегальных мигрантов, увеличить число штатов до 52 (за счёт Пуэрто-Рико и округа Колумбия), а число судей Верховного суда — до 15 (чтобы консерваторы больше никогда не имели там преимущества)…

На пути ко всей этой либеральной утопии было только одно препятствие. Дональд Трамп.

Даже после того, как ставка Трампа на Верховный суд не сыграла, у действующего президента оставался вполне рабочий вариант, как испортить демократам жизнь по крайней мере до 20 января — дня инаугурации. Небольшая, но весьма боевитая группа сенаторов-республиканцев во главе с Тедом Крузом и Джошем Хоули намеревалась во время первой совместной сессии конгресса 6 января опротестовать результаты голосования коллегии выборщиков в «спорных штатах».

Сенаторы заявили, что «беспрецедентные обвинения в фальсификации» на президентских выборах привели к тому, что, согласно опросам, 39% американцев считают, что выборы были нечестными (а стало быть, Байден нелегитимен).

Круз и его команда намеревались потребовать у конгресса назначить избирательную комиссию, наделённую всеми полномочиями по расследованию и установлению фактов, для проведения экстренной десятидневной проверки результатов выборов в спорных штатах. После завершения [проверки] отдельные штаты будут оценивать выводы комиссии и при необходимости смогут созвать специальную законодательную сессию для подтверждения изменения в своём голосовании. «Соответственно, мы намерены проголосовать 6 января за то, чтобы отклонить выборщиков из спорных штатов… если и до тех пор, пока не будет завершена экстренная десятидневная проверка», — заявили республиканцы.

А прецеденты такого рода в истории США имелись. На выборах 1876 года сначала был объявлен победителем демократ Тилден, но после того как конгресс назначил избирательную комиссию для проверки результатов голосования в трёх южных штатах — Флориде, Луизиане и Южной Каролине — 20 голосов выборщиков у Тилдена отобрали, и президентом стал республиканец Ратерфорд Хейз. Теоретически нечто подобное могло повториться и сейчас. Избирательная комиссия конгресса, в которую должны были войти пять сенаторов, пять членов палаты представителей и пять судей Верховного суда, имела бы достаточно полномочий и авторитета, чтобы объявить результаты голосования в нескольких «спорных штатах» не заслуживающими доверия и назначить повторные выборы. И уж по крайней мере заставила бы демократов сильно нервничать.

Но стоило конгрессменам и сенаторам собраться на совместную сессию, где должно было состояться (или не состояться) утверждение результатов голосования в коллегии выборщиков, как толпы сторонников Трампа, приехавшие в Вашингтон со всей страны, пошли на штурм Капитолия.

С этим штурмом много непонятного. Власти американской столицы (демократы, разумеется, округ Колумбия вообще гнездо и средоточие либерализма — не случайно же именно в Вашингтоне возникла первая BLM Plaza) приняли меры, чтобы в город могли просочиться лишь немногие из желающих поддержать Трампа. Отели отменяли регистрацию, на въездах в Вашингтон стояли полицейские патрули, заворачивавшие правых активистов. В то же время антифа и прочие леваки попадали в столицу беспрепятственно — как «классово близкие». Скриншоты переписки левых боевиков в соцсетях показывают, что они заранее договаривались о маскировке «под трампистов», в частности — красных бейсболках MAGA, которые, однако, должны были носить козырьком назад, чтобы отличать своих. В итоге в толпе, собравшейся вокруг Капитолия вечером 6 января, оказалось много леваков, и, возможно, именно они и стали инициаторами штурма.

Сам штурм (в результате которого погибли 35-летняя сторонница Трампа — ветеран ВВС США Эшли Бэббит и один из полицейских, охранявших Капитолий) оказался столь же зрелищным, сколь и бессмысленным. Ворвавшиеся в здание конгресса бунтовщики пофотографировались на фоне интерьеров, немного пограбили и побезобразничали, после чего покинули «захваченный» Капитолий под напором появившихся агентов ФБР и ещё какой-то малопонятной спецслужбы. Конгрессмены и сенаторы, которых на пике беспорядков эвакуировали на ближайшую военную базу, вернулись в зал заседаний и послушно проголосовали за утверждение результатов голосования коллегии выборщиков.

Закономерным итогом всей этой заварушки стало то, что «двенадцать рассерженных республиканцев» и не заикнулись о создании избирательной комиссии для проверки голосования в спорных штатах.

Но этим дело, разумеется, не кончилось. Мятеж 6 января нанёс колоссальный удар по репутации и имиджу Трампа.

Уже никто не вспоминал о том, что президент призывал своих сторонников действовать строго в рамках закона, подчёркивая, что «мы — партия закона и порядка». Наоборот, демократы поспешили повесить на него всех собак, сделав ответственным за покушение на святую американскую демократию. Известный журналист и телеведущий Дэвид Корн на одном из главных прогрессистских сайтов Mother Jones назвал президента «лидером террористов». «Трамп, — пишет Корн, — направил своих разъярённых сторонников к Капитолию, где они прорвали заслоны полиции и захватили здание. Они закрыли конгресс. Они терроризировали законодателей и сотрудников, дрались с силами безопасности, они сломили американскую демократию».

Демократы вновь заговорили об импичменте президенту. Спикер палаты представителей Нэнси Пелоси, только что с большим трудом удержавшая этот пост в конкурентной борьбе с республиканцем Кевином Маккарти, звонила вице-президенту Майку Пенсу и требовала ввести в действие 25-ю поправку к Конституции (позволяющую отстранить президента от власти по причине его недееспособности). Пенс, по информации, просочившейся в прессу, не стал с ней разговаривать, и тогда Пелоси выступила в эфире ABC News с ультиматумом: «Если вице-президент и администрация будут бездействовать, конгресс начнёт процедуру импичмента».

И. о. федерального прокурора округа Колумбия Майкл Шервин заявил, что Минюст рассмотрит возможность предъявления уголовных обвинений за участие в беспорядках в среду «всем участникам», не исключая президента Трампа.

Но самый главный удар нанесли по Трампу социальные сети. Его «на неопределённый срок» забанили в Facebook, Instagram, Twitch и даже на торговой платформе Shopify (там продавалась официальная символика трампистов, в том числе знаменитые красные бейсболки). Но самое главное — Трампа на 12 часов заблокировали в Twitter, любимой соцсети президента.

Оказалось, что отстранить президента (если, конечно, этот президент — Трамп) от власти можно даже без 25-й поправки и импичмента.

Достаточно заблокировать его в Twitter.

В Twitter у Трампа почти 90 млн читателей. И именно с помощью твитов он все четыре года своего президентства общался с нацией. Сообщал о своих решениях, увольнял и назначал сотрудников. Спорил с оппонентами. По большому счёту именно с помощью Twitter Трамп управлял Америкой.

И вдруг выяснилось, что его главный инструмент управления находится в чужих руках. И его может просто отключить администрация социальной сети — примерно так же, как в феврале 1917 года депутат Думы Бубликов, взяв под контроль Министерство путей сообщения, не пропустил поезд императора Николая II в Петроград.

При этом руководство Twitter пригрозило Трампу, что если президент не будет выполнять их условия (в частности, они требовали удалить все твиты, в которых Трамп называл выборы «украденными»), то они заблокируют его навсегда.

И Трамп сдался.

Почти сразу же по истечении 12-часовой блокировки Трамп вернулся в свою любимую социальную сеть и выложил видео, которое выглядит как полная и окончательная капитуляция.

В почти трёхминутном ролике Трамп решительно осудил своих сторонников, штурмовавших Капитолийский холм, и заявил, что сосредоточит своё внимание на плавной передаче власти администрации Байдена. «Демонстранты, проникшие в Капитолий, осквернили трон американской демократии, — сказал Трамп. — Те, кто участвует в актах насилия и разрушения, не представляют нашу страну, а те, кто нарушил закон, заплатят за это».

Это видео Twitter удалять не стал.

Противники Трампа переиграли его почти вчистую. Провокация 6 января стала последним, завершающим аккордом разыгранной по нотам симфонии (сначала пандемия, потом вызванный ею экономический кризис, потом расовые бунты и наконец — штурм Капитолия).

Но победа эта пиррова.

Трамп, возможно, уйдёт с политической сцены (а возможно, станет жертвой вашингтонского болота — после окончания срока президентских полномочий его вполне могут подвергнуть уголовному преследованию и даже посадить в тюрьму). Но разбуженная им настоящая Америка — как минимум 80 млн человек, не принимающих либеральные догматы, всё это радужно-мигрантско-трансгендерное будущее, — уже не вернётся в то летаргическое состояние, в каком она пребывала до прихода в Белый дом эксцентричного нью-йоркского миллиардера.

«Мы должны возродить священные узы любви и верности, которые связывают нас в одну семью-нацию», — сказал побеждённый и униженный Трамп в своём видеообращении. Но такого Трампа — Трампа в роли кота Леопольда — мало кто послушает.

Характерен комментарий, опубликованный на сайте Breitbart — он довольно длинный, но его стоит привести целиком.

«Я не фанат Трампа, никогда не был им и не буду, потому что считаю его бесполезным трусом, который только говорит, но не действует. Но в данный момент на него нападают грязные, липкие левые отморозки, так что враг моего врага — мой друг. Прямо сейчас всё, что есть у Трампа, — это его сторонники, поэтому мы должны организовываться и маршировать от его имени по всей Америке, если возможно, с оружием. Мы должны дать понять грязным левым отморозкам, что мы не из тех, кого можно использовать и легко уволить, мы должны дать им понять, что мы сила, с которой нужно считаться, что мы готовы сражаться и умереть за свою веру. Это идеальный момент, чтобы нанести ответный удар, и если мы этого не сделаем, то мы проиграем эту войну. Да, сейчас война, так что вставайте, мои американские патриоты, потому что этого хочет Бог!!!»

Вот это и есть наследие Трампа, которое, несмотря на все хитроумные манипуляции либералов, им не удастся ни отменить, ни проигнорировать. Да, демократы победили, но администрации Байдена и стоящим за ними настоящим хозяевам либерального дискурса придётся править «домом разделённым». Страной, где почти половина населения разочаровалась в политической системе, считает выборы сфальсифицированными, а президента — нелегитимным.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.