Битву за титан России у США не выиграть
В американской авиастроительной компания «Боинг» считает, что новые санкции Вашингтона не повлияют на сотрудничество с крупнейшим в мире производителем титана «ВСМПО-Ависма». В российской компании также заявили, что производственный процесс не пострадает из-за действий США.
«Боинг» действует в полном соответствии с текущим законодательством и не ожидает никаких изменений в нашем сотрудничестве с корпорацией «ВСМПО-Ависма», — сообщил РБК представитель компании.
В свою очередь, в пресс-службе «ВСМПО-Ависма» заявили, что санкции США никак не повлияют на производственный процесс. «В случае использования американских технологий требуется согласие властей США, но на «ВСМПО-Ависма» в производстве титана применяются только российские технологии и преимущественно это собственные разработки, поэтому нет необходимости что-либо согласовывать», — подчеркнули в компании.
«ВСМПО-Ависма» — крупнейший в мире производитель титана и производитель титановой продукции — слитков и всех видов полуфабрикатов из титановых сплавов. Его продукция поставляется в 50 стран. Среди покупателей — крупнейшие мировые авиапроизводители, такие как Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), «Вертолеты России», а также Boeing, Airbus, EADS, Rolls-Royce, Snecma, UTC Aerospace Systems. Отметим, что «Боинг» 35% титана для гражданских самолетов получает из России, держит в ней крупнейший за пределами США инженерный центр.
В начале недели Министерство торговли США опубликовало список более чем из 100 компаний и ведомств России и Китая, которые Вашингтон считает «конечными военными пользователями». В него вошли специальный летный отряд «Россия», Служба внешней разведки (СВР), Министерство обороны России, Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), ракетно-космический центр «Прогресс», «Рособоронэкспорт», а также корпорация «Ростех», «МиГ», «Гражданские самолеты Сухого», «Туполев», холдинг «Вертолеты России», корпорация «ВСМПО-Ависма» (25 процентов акций принадлежит «Ростеху»), а также предприятия «Росатома» и «Роскосмоса». Включение в перечень означает, что эти организации не смогут приобретать ряд товаров и технологий у США.
Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин уже заявил, что новые санкции США ставят под угрозу программу МКС. Впрочем, американцев это, похоже, уже не смущает, ведь у них появились собственные ракеты для полета на МКС.
Напомним, в 2014 году под санкции США попал производитель космических двигателей РД-180— сначала суд запретил использовать эти двигатели, однако уже через месяц Вашингтон отменил запрет. Налицо политика двойных стандартов. Как сегодня следует из информации с сайта госзакупок, НПО «Энергомаш» в 2021 году планирует поставить в США не меньше десяти ракетных двигателей РД-180, а также четыре двигателя РД-181.
Очевидно, закупать титан в России американцы также не перестанут. А чем ответим мы? Прекратим им продавать? Но Россия не единственный производитель титана в мире. К тому же «Боинг» в ответ прекратит поставлять и обслуживать свои самолеты, что станет гораздо более серьезным ударом, ведь отечественное гражданское самолетостроение все еще находится в зачаточном состоянии, а американские санкции перекрыли поставки материалов для производства перспективного среднемагистрального российского самолёта МС-21 с российскими же двигателем ПД-14.
Но вернемся к «ВСМПО-Ависма». И в чем вообще смысл санкций против предприятия, если там нет американских технологий, а его продукцию американцы покупать все равно будут?
— Но они, эти технологии, по мнению Вашингтона, могут быть приобретены впоследствии, что будет способствовать успеху и без того эффективных российских компаний, — считает политолог, руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития Игорь Шатров.
— Это пример недобросовестной конкуренции международного уровня, которая для США всегда была обязательным элементом их внешней политики на экономическом направлении. «Благовидные» предлоги для реализации такой политики в последнее время даже и не придумывают. Просто заявляют, что продукция этой компании конкурирует с американской. Удивительно, что в данном случае такой предлог все же нашли.
«СП»: — А почему нельзя продавать технологии подсанкционной компании, а покупать ее продукцию, т.н. снабжать валютой, можно?
— Почему нет, если эта компания умудряется производить качественный и нужный на американском рынке продукт и без американских технологий? Это выгодно. И это на самом деле обычная практика для международных отношений. Это двойные стандарты, которые сейчас принято маскировать термином «двухтрековый подход». Любопытно, что и Россия созрела для перехода к такой политике. Наконец-то! Замминистра иностранных дел Сергей Рябков на днях заявил, что Российская Федерация должна переходить к двухтрековому подходу в отношениях с США, поскольку политика США глубоко враждебна по отношению к России и противоречит нашим фундаментальным интересам. По его словам, диалог с США возможен только выборочный, по тем сюжетам, которые нам интересны, а не по тем, которые интересны только им. Это очень жесткое заявление, согласитесь, но не мы, как говорится, первые начали.
Так вот на самом деле в продвижении национальных интересов, интересов собственных компаний никакого криминала, конечно, нет. Однако и интересы союзников принято учитывать. Принято везде, но не в случае Соединенных Штатов. Ладно бы только Россия и Китай страдали от давления со стороны США. Но Вашингтон выкручивает руки и своим европейским партнерам, как в случае с «Северным потоком – 2». США не союзник России, поэтому лишний раз церемониться нам явно не стоит.
«СП»: — Такая же ситуация была с космическими двигателями, которые американцы разрешили себе покупать отдельным законом. Кто и по какому принципу решает, с кем из подсанкционных российских компаний можно вести деятельность, а с кем нельзя, и какую?
— Со всеми, продукция которых востребована на американском рынке, можно. Озвучивает такое решение, как правило, Минторг. С чиновниками этого министерства предварительно работают лоббисты из американских компаний. Они также обеспечивают поддержку подобных решений в обеих палатах Конгресса.
«СП»: — То есть они не боятся, что их предприятия попадут под санкции за торговлю с Россией, а ответных санкций России не боятся?
— Эти вопросы урегулируются на стадии подготовки решений. Как видим, «Боинг» не беспокоится по поводу исполнения контракта со стороны российской компании «ВСМПО-Ависма». А вот что касается ответных российских санкций… Готовы ли российские авиакомпании на данном этапе обойтись без продукции «Боинг»? Сомневаюсь. Вот и ответ. Как только в России возродится масштабное производство средне-, а в перспективе и дальнемагистральных самолетов, вопрос об ответных санкциях в данном конкретном сегменте рынка можно будет ставить всерьез. То же самое можно сказать и по другим конфликтным вопросам из сферы российско-американских отношений.
«СП»: — Еще в случае зеркального ответа мы потеряем крупнейшего покупателя, то есть источник поступления валюты…
— Аргумент про потерянные от продаж американцам деньги тоже уместен. Россия цепляется сейчас за любые не нефтегазовые доходы, стремясь слезть с сырьевой иглы. Правда, в случае с титаном речь тоже идет о сырье или о продукции его переработки (титановой губке и титановых слитках), которую нельзя назвать уж очень глубокой. Так вот США, по разным оценкам, за счет поставок титана из России обеспечивают свои потребности в нем на 30-50 процентов. Россия же пока серьезно зависит от поставок американской авионики и различных комплектующих, которые используются при производстве нового самолета МС-21 и других перспективных образцов отечественного гражданского авиастроения. Причем часто речь идет не об отсутствии аналогичных деталей российского производства, сколько о том, что присутствие американских компонентов упрощает последующую сертификацию самолета для мирового рынка. В связи с этим Россия, наверное, могла бы дать свой «титановый ответ» на американские санкции, которые, не ставя под угрозу деятельность российского производителя титана, при этом тормозят вывод на рынок нового российского самолета. Титан в обмен на комплектующие для самолетов. Почему нет?