Войти в почту

Последнее заседание контактной группы по Донбассу состоится 16 декабря

МОСКВА, 16 декабря. /ТАСС/. Заседание контактной группы по урегулированию ситуации на востоке Украины, которое состоится в среду, станет последним в этом году. Этот год начинался с больших надежд на прогресс в мирном урегулировании. Состоявшийся в декабре 2019 года парижский саммит обещал прорыв в переговорах, на нем были достигнуты важные договоренности, составлена программа конкретных действий на ближайшие четыре месяца. Сразу после саммита был проведен крупный обмен пленными. Предстояло также договориться и провести разведение сил на трех новых участках на линии соприкосновения, завершить освобождение всех удерживаемых, закрепить в украинском законодательстве особый статус Донбасса и "формулу Штайнмайера".

Однако уже очень скоро минские переговоры начали буксовать. "Отказ Киева от ранее согласованных договоренностей - это шаг назад", - предупредил в конце марта полпред РФ Борис Грызлов, подводя итоги очередного заседания Контактной группы. С тех пор в течение года было предпринято много усилий для того, чтобы активизировать процесс урегулирования и убедить Киев выполнять достигнутые договоренности, но каждый раз за этими попытками следовало много "шагов назад".

С целью придать импульс переговорам несколько раз на заседания контактной группы приезжал замглавы администрации президента РФ Дмитрий Козак, в апреле состоялась видеоконференция глав МИД в нормандском формате, прошло несколько многочасовых консультаций политических советников "четверки". Разблокировать переговорный процесс была призвана предложенная Москвой идея консультативного совета, который должен был стать диалоговой площадкой Киева с представителями Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР). Звучали обещания представителей украинской власти пересмотреть закон о местных выборах, противоречащий минским обязательствам Украины.

Но обещания и соглашения не выполнялись. Киев все чаще и определеннее заявлял о своих "красных линиях", которые перечеркивают большинство достигнутых договоренностей. В июне в Берлине глава МИД Дмитрий Кулеба назвал недопустимым прямой диалог с ДНР и ЛНР, а в одном из интервью провозгласил отказ Киева закреплять особый статус Донбасса в конституции страны. Уже летом, как отметил Дмитрий Козак в интервью ТАСС, надежды на конструктивный диалог в рамках Контактной группы "стали стремительно рассеиваться".

Не помогла и смена Киевом переговорной команды в рамках Контактной группы, которую летом возглавил экс-президент Леонид Кравчук. Более того, излишне миролюбивые заявления нового замглавы украинской делегации Витольда Фокина быстро привели к его отставке. В итоге за год Контактная группа смогла договориться лишь о проведении небольшого обмена пленными в апреле, когда сторонами были освобождены 14 представителей ДНР и ЛНР и 20 украинских силовиков, а также подписать в июле соглашение о дополнительных мерах контроля за выполнением режима прекращения огня.

Год прошел, результата нет

Очередную попытку вывести переговоры Контактной группы из тупика предприняли в октябре представители ДНР и ЛНР, предложив Киеву обменяться проектами дорожной карты по дальнейшему урегулированию. Однако, как отметил Борис Грызлов, это "только ухудшило ситуацию". Украинская делегация, по его словам, передала Контактной группе "совершенно неадекватный, внутренне противоречивый проект, содержащий прямые нарушения Минских соглашений".

Все последние заседания Контактной группы, по оценке Грызлова, ни к каким подвижкам не приводили. Украинская делегация, по его словам, срывала согласование механизмов контроля за перемирием, договоренности об открытии новых пунктов пропуска, подготовку к новому обмену пленными.

Не принесли позитива и заседания рабочих подгрупп во вторник, состоявшиеся в преддверии последней в этом году встречи Контактной группы. "Результатов заседание практически не дало", - заявил МИД ЛНР о работе гуманитарной подгруппы. "Как и за весь 2020 год, подгруппа результатов не показала: Украина уклоняется от выполнения своих обязательств. В частности, продолжает блокировать обмены: саботирует процессуальную очистку. Не удалось также и согласовать с представителями Украины существенные технические детали для одновременного открытия двух новых пунктов пропуска на линии разграничения", - отметили в республике.

Во вторник же Верховная рада вновь продлила на год действие закона Украины об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Однако, помимо формального продления, иных поправок в этот недействующий и противоречащий Минским соглашениям закон внесено так и не было, несмотря на то, что год назад, в преддверии парижского саммита, президент Украины Владимир Зеленский обещал подготовить в 2020 году новую редакцию документа.

Подводя итоги прошлого заседания Контактной группы, Борис Грызлов сказал, что "киевская власть делает все, чтобы обострить конфликт с Донбассом". "Действующее руководство Украины обещало выполнить Минские соглашения и обеспечить мир в Донбассе в течение года. Год прошел, а результата нет", - подчеркнул полпред РФ.

Путь к замораживанию конфликта

Действительно, представители украинской власти, и в первую очередь президент Владимир Зеленский, неоднократно говорили, что на урегулирование конфликта в Донбассе на основе минских договоренностей они отводят ровно год, после чего Киев представит некий план "Б". Но последние заявления Киева, в том числе в связи с годовщиной парижского саммита, позицию Киева в отношении дальнейших перспектив урегулирования никак не проясняют. Официальные представители Украины заверяют в приверженности Минским соглашениям, но никаких конкретных шагов по их реализации не предпринимают.

О том, как может при таких условиях развиваться ситуация в дальнейшем, еще летом в интервью ТАСС рассказал Дмитрий Козак. "Если команда президента Зеленского будет вести последовательный, прямой и честный диалог с Донбассом, перспектива урегулирования конфликта есть. И в достаточно короткие сроки. Если позиция будет такой, как она достаточно откровенно демонстрируется в последние месяцы - вести переговоры только с целью максимально затянуть их и ни о чем не договориться, - то это прямой путь к замораживанию конфликта на многие годы", - отметил тогда замглавы администрации президента РФ.

В основе мирного урегулирования конфликта в Донбассе лежат Минские соглашения, которые предполагают не только прекращение огня, отвод вооружений, амнистию, возобновление экономических связей, но и проведение на основе диалога с представителями ДНР и ЛНР глубокой конституционной реформы на Украине, результатом которой должна стать децентрализация власти с учетом особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

На парижском саммите "нормандской четверки" в декабре прошлого года все участники переговоров подтвердили безальтернативность "Минска" и приняли коммюнике с четким перечнем задач на четыре месяца. В числе неотложных мер тогда было названо всеобъемлющее прекращение огня, разведение сил и средств, обмен пленными по формуле "всех на всех", открытие на линии соприкосновения новых пунктов пропуска. Отдельный параграф коммюнике был посвящен политической части мирного урегулирования конфликта. В нем шла речь о необходимости закрепления на постоянной основе в украинском законодательстве особого порядка местного самоуправления отдельных районов Донецкой и Луганской областей и включения в законодательство "формулы Штайнмайера" в том виде, который был согласован "нормандской четверкой" и Контактной группой.

На сегодняшний день основная часть договоренностей парижского саммита остается невыполненной. Из пунктов коммюнике частично удалось решить вопрос с освобождением удерживаемых лиц, а также с установлением режима прекращения огня в Донбассе. Процесс дальнейшего урегулирования конфликта фактически зашел в тупик из-за отказа Киева выполнять "политические пункты" Минских соглашений. В частности, Киев отказывается от прямого диалога с ДНР и ЛНР, выступает против закрепления в конституции особого статуса региона, а также требует передать под контроль Киева участок границы с Россией в Донбассе до выполнения политической части соглашений. Следуя же девятому пункту Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, восстановление полного контроля над государственной границей должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться только после всеобъемлющего политического урегулирования.