Войти в почту

Санкции против «Северного потока – 2» станут политическим наследием Трампа

Принятые при Трампе нормативные акты и законы США будут влиять на политику Байдена по «Северному потоку – 2», заметил ФБА «Экономика сегодня» доцент МГИМО, кандидат юридических наук Николай Топорнин.

Санкции против «Северного потока – 2» станут политическим наследием Трампа
© ФБА "Экономика сегодня"

Сенат США одобрил проект американского военного бюджета на 2021 год.

Судьбу санкций будет определять Байден

После подписания нормативного акта американским президентом Дональдом Трампом, он вступит в силу. Для России это важно, потому что в этом документе прописаны санкции против «Северного потока – 2» и «Турецкого потока».

«Турецкий поток» вносится в американские санкционные законы по привычке – газопровод построен и функционирует с января 2020 года, а вот по «Северному потоку – 2» есть вопросы. Баржа «Фортуна» начала строить 2,5 км газопровода в прибрежных водах Германии, а на начало 2021 года планируется достройка оставшихся 163 км газопроводной магистрали.

Пока дело далеко от успеха, а США имеют возможность данному процессу помешать, тем более необходимость такой политики прописана в военном бюджете. Одновременно с этим в Вашингтоне произойдет смена президентов.

Верховный суд США отклонил иск Техаса и еще 17 американских штатов по пересмотру итогов президентских выборов в Джорджии, Висконсине, Пенсильвании и Мичигане. Это решение исключает задействование 12 поправки американской Конституции и окончательно снимает все вопросы по избранию Джо Байдена 46-м президентом США.

Мыльная опера США продолжится, возможно Трамп придумает что-то еще, но измена 38 выборщиков на голосовании Коллегии 14 декабря невозможна: подобные варианты существуют только в низкокачественной литературе.

С 20 января американскую внешнюю политику будет определять Байден. В отношении РФ улучшений не планируется, но в «Северном потоке – 2» заложен большой интерес немецкого бизнеса, поддерживаемого правительством ФРГ канцлера Ангелы Меркель.

Европейцы публично и неформально настаивают на том, чтобы США отстали от проекта и позволили его достроить. Их действия принесли урон инвесторам, а сам проект необходим для энергобезопасности как Германии, так и Евросоюза.

Были переговоры между Меркель и Трампом по этому вопросу. Линия Байдена вряд ли будет сильно отличаться от политики Трампа, но по «Северному потоку – 2» он может пойти ЕС на уступки. Проблемой являются законодательные и политические наслоения, которые достанутся Байдену от предыдущей американской администрации.

Байден не поменяет политику США

«Ситуация для Байдена сложная, раз военный бюджет прошел голосование в обеих палатах американского парламента. Трамп его обязательно подпишет, и этот документ станет главным в США», - констатирует Топорнин.

Бюджет играет определяющую роль в государственной политике, на это и рассчитывали лоббисты давления на газотранспортные проекты РФ.

«Правовым основанием здесь являются так называемые райдеры, когда к основному закону подвязываются поправки, которые не относятся напрямую к сути документа, но в целом имеют важное значение», - резюмирует Топорнин.

Данная практика является стандартной для США и применяется везде, «Северный поток – 2» не является исключением.

«Республиканцы не обладают большинством в Палате представителей, из-за чего они постоянно идут на уступки демократам. Байден не сможет изменить это положение в 2021 году, таким образом санкции против «Северного потока – 2» сохранятся», - заключает Топорнин.

Байден не поменяет внешнеполитическую линии по России, хотя он может вернуться к обсуждению ограничений стратегических вооружений. Договор СНВ-III был подписан при Обаме, а Байден не раз публично выступал за его сохранение.

«По СНВ-III есть потенциал – Байден давно говорит, что это соглашение американцам интересно, но в остальных сферах что-либо позитивное вряд ли произойдет. Байден негативно высказывается о роли России в ряде конфликтных вопросах, вспоминает Сирию, Ливию, Украину, а скоро может начать говорить и про Белоруссию», - констатирует Топорнин.

В двухстороннем порядке мы проблему «Северного потока – 2» не решим, а проблема заключается в интенсивности американской политики. Если США ничего не будут предпринимать, то газопровод вскоре достроят.

«При Байдене, в отличие от администрации Трампа, большую роль будут играть назначенцы президента. Госсекретарь, советник по национальной безопасности и другие лица, отвечающие за внешнюю политику», - резюмирует Топорнин.

Многие из них работали при Обаме. Например, пресс-секретарем Байдена будет хорошо известная Джен Псаки. Эта дама является героиней различных хит-парадов противоречивых высказываний.

Журналисты спросили Псаки по поводу «Северного потока – 2», но она не смогла ничего ответить – это показывает, что команду Байдена данный вопрос пока не интересует, четкой позиции у них нет, а интерес присутствует только к смене власти в США.

«Команда Байдена обладает системным подходом к решению внешнеполитических проблем. В этом плане с ними будет проще работать, а логика в их действиях будет прозрачной и понятной», - констатирует Топорнин.

При Трампе дела обстоят иначе: решения Белого дома постоянно обволакивает «ореол таинственности».