Войти в почту

Кремль не оставил надежды Донбассу, или просто сделал вид?

Дальнейшее затягивание украинской стороной выполнения Минских соглашений только осложнит ситуацию в ДНР и ЛНР, однако в Кремле рассуждения об их признании Москвой считают нецелесообразными. Об этом заявил официальный представитель Кремля Дмитрий Песков.

Кремль не оставил надежды Донбассу, или просто сделал вид?
© Свободная пресса

«В данном случае какие-то эвентуальные рассуждения считаем нецелесообразными. Сказать можно только одно — что, конечно, затягивание Киевом выполнения условий минских договоренностей, минского комплекса мер, будет лишь дальше осложнять ситуацию в плане этих двух самопровозглашенных республик», — подчеркнул он.

Идет седьмой год, как Украина затягивает…Но обсуждать признании все равно нецелесообразно. Может, Песков имел в виду, что нецелесообразно признавать, но обсуждать то можно? Или уже и обсуждать нельзя?

— Заявление Пескова направлено на выполнение стратегической задачи: не позволить втянуть Россию в опасный вооруженный конфликт, — считает директор центра общественного и информационного сотрудничества «Европа» Эдуард Попов.

— Украина в этом конфликте — плацдарм и инструмент, но не самостоятельная сторона. Поэтому Москва избрала позицию кота Леопольда. Насколько оправдана эта линия? Мы не дали себя втянуть в опасное противостояние с Турцией в интересах определенных сил в Армении, а за их спиной — США. Но Украина и Донбасс — совсем иного рода территории. Цена совсем другая. Выскажу непопулярную точку зрения: стратегически избранная линия поведения правильная. Нам нужно довести до конца начатую работу по паспортизации жителей ДНР-ЛНР. А затем говорить с Украиной с иных позиций. Думаю, что риторика господина Пескова существенно изменится. Что касается обсуждений… Это вправе делать мы, независимые эксперты, представители общественных сил. Но не государство.

«СП»: — Если дальнейшее затягивание Украиной выполнения обязательств только осложнит ситуацию, то логично было бы признать республики? Как-то будем реагировать на «осложнение» ситуации?

— Украина не будет выполнять минские соглашения — это было понятно уже в момент подписания Минска-2. Если же она пойдет на прямой выход из Минска, то получит осложнений куда больше чем потерю Донбасса. Который и так ей неподконтролен. На повестке дня встанут территории исторической Новороссии. Да и Закарпатье может заполыхать.

«СП»: — Ранее Василий Небензя заявил, что позиция Франции и Германии ставит под сомнение целесообразность новых саммитов в «нормандском формате». И что? Новая встреча все равно будет?

— Приведенные Вами слова как раз свидетельствуют о скукоживании «Минска» как переговорной модели. Встреча «нормандской четверки», безусловно, бесперспективна. Если и встречаться, то без участия Украины. Или вовсе поставить на паузу этот вопрос.

«СП»: — Единственный вариант, при котором может случиться признание, это повторение осетинского сценария?

— В 2015 году, после подписания «Минска», я для себя самого сделал прогноз что ситуация в Донбассе завершится очередным походом ВСУ за реваншем и их полным разгромом, после чего последует освобождение подукраинской части Донбасса и всей исторической Новороссии. Но в борьбу может быть втянуты западные союзники Украины, те подразделения стран НАТО, которые присутствуют там. Это осложнит нашу задачу. Но России не впервые сталкиваться с контингентами НАТО. Августовская война 2008 года — не российско-грузинская, а война России и авангарда Запада. Нечто подобное, на мой взгляд, последует и на бывшей Украине. Масштаб будет иной, риски несоизмеримо выше. И потому готовиться к этому столкновению нужно с полным напряжением сил. Потому я считаю позицию, озвученную Песковым, оправданной.

У редактора «АПН Северо-Запад» Андрея Дмитриева своя точка зрения.

— К сожалению, в данном случае говорящая голова Кремля озвучивает именно его общую позицию. На самом деле ситуация строго противоположная: нерациональным является как раз поведение российских властей, считающих республики частью Украины. Нет никаких разумных оправданий тому, что они еще не признаны. Владимир Путин сам недавно пенял Армении, что она не признала Нагорный Карабах за все эти годы. И получила в итоге унизительное поражение с потерей земель. Так что же мешает России признать отчаливший 6 лет назад от Украины Донбасс? Скажем, в случае Приднестровья ситуацию осложняет отсутствие общей границы. Но с ЛДНР-то граница имеется в наличии. В настроениях жителей, многие из которых уже получили российские паспорта, тоже сомневаться не приходится. Западные санкции? Живем под ними те же 6 лет и никакой катастрофы не произошло.

Насколько известно, сейчас в Донбассе есть такие настроения, чтобы позвать российских миротворцев, как в Карабах. Есть и некоторая обида — мол, об армянах РФ позаботилась, а русских в ЛДНР бросила. Но тут имеется много подводных камней. Миротворцы ведь вводятся по согласию конфликтующих сторон, а Украина, очевидно, не согласится с этим. Поэтому логично требовать именно официального признания и размещения в республиках воинского контингента РФ. Невозможно, в конце концов, годами держать несколько миллионов русских людей в унизительном, подвешенном состоянии...

— У российской власти совсем другая логика, — уверена председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер.

— В этой логике саботаж Украиной выполнения «Минска» не является поводом для резких движений. Я убеждена, что в Москве все давно поняли нереальность планов по возвращению Донбасса в Украину, однако мантра «о безальтернативности Минских соглашений» является рефреном в любых официальных заявлениях. Это позволяет не обострять накал антироссийских санкций, переводя стрелки на Украину.

Не является причиной для резкой реакции и возня с разворачиванием Украиной новых сил на границах ДНР. Подобное «осложнение ситуации» будет вызывать только очередное заявление о недопустимости обострения конфликта и демонстрацию недовольства в виде отказа от встреч по «нормандскому формату».

«СП»: — Что значит «дальнейшее затягивание»? Они уже шесть лет затягивают? Сколько еще времени нужно?

— Украина может саботировать переговоры бесконечно долго. Для реинтеграции Донбасса понадобятся немалые деньги, которых у Украины нет, и не предвидится. Для осуществления декоммунизации и дерусификации также понадобятся огромные ресурсы силового и административного давления. Нелояльная и протестная масса народа – неудобный фактор в любых выборах. Вот почему эти переговоры заранее обречены на провал.

Но и для России нет никакой проблемы в затягивании процесса. Реальное возвращение Донбасса на Украину, пусть даже в соответствии с Минскими соглашениями, неприятно ударит по имиджу российской власти, ибо очевидно, что после т.н «реинтеграции» Донбасса, там будут развернуты жесточайшие репрессии по отношению к пророссийским силам. И теперь каждая сторона надеется на некий внешний фактор, который волшебным образом изменит условия и параметры будущего мира в Донбассе.

Украинская власть мечтает о развале России, о смене ее лидера, о том, что новый глава России примет условия капитуляции. В России ждут полной деградации украинской экономики и разочарования в Украине ее западных кураторов. На мой взгляд, и те, и другие ожидания беспочвенны.

«СП»: — Насколько может «осложниться» ситуация? Она еще не сложное? Чего не хватает? Возобновления полноценной войны?

— Я не считаю возможными полномасштабные военные действия на границе Украины с Россией, но провокации вполне вероятны. Сегодня украинская власть предоставляет небо для натовских самолетов, разворачивает американскую базу в Очакове, закупает беспилотники и «Джавелины». При этом сохраняется отчаянная русофобская риторика в СМИ, декларированная декоммунизация фактически объединяется с дерусификацией, и пример Азербайджана, с помощью военной силы вернувшего Нагорный Карабах, провозглашается моделью решения вопроса Донбасса.

Достаточно очень незначительного фактора — одобрительного намека со стороны новой Вашингтона, каких-то волнений в России, и украинская военная машина воспримет это, как сигнал к началу действий в Донбассе. И в этом случае, России ничего не останется, как принять ответные решительные шаги, подобные тем, которые были приняты в Южной Осетии.

Если дело дойдет до прямых военных столкновений с применением новых сил и средств, оказавшихся в распоряжении Украины, я надеюсь, что тогда повторится история с кавказскими республиками. Но и тогда не нужно ждать молниеносных решений и бесповоротных мер. Российская власть слишком долго торговалась за почетные условия отступления в Донбассе, чтобы быстро развернуться в правильном направлении. На руку республикам играет только то, что их врагам нужна полная и безоговорочная капитуляция России, а не почетное отступление с сохранением лица.

«СП»: — Насколько вообще целесообразно признание ДНР и ЛНР? Во всяком случае в нынешних границах? И смогут ли они существовать в качестве частично признанных государств, как та же РА и РЮО?

— Признание ДНР и ЛНР, как государственных образований, на мой взгляд, полностью переформатирует ситуацию на Украине и в Европе. Да, на какой-то момент это вызовет бурную реакцию в виде очередных санкций и возмущений. Но это позволит зафиксировать экономическую и политическую автономию, и решить множество проблем, связанных с перемещением товаров и грузов из этих республик. Я уж не говорю о гуманитарном аспекте этого вопроса, ведь до сих пор несколько миллионов человек могут ожидать, что в любой момент они могут очутиться в составе откровенно враждебного государства.

Признание ЛНР и ДНР в любых границах даст их жителям хотя бы скромные гарантии от политических преследований и репрессий за их деятельность после госпереворота на Украине.