Войти в почту

Deutsche Bank стал заложником антироссийской политики США

Американские рекомендации Deutsche Bank являются неприятным предзнаменованием, считает ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин.

Deutsche Bank стал заложником антироссийской политики США
© ФБА "Экономика сегодня"

США решили надавить на ФРГ через Deutsche Bank

Издание The Wall Street Journal сообщает, что департамент финансовых служб штата Нью-Йорк порекомендовал представителям Deutsche Bank отказаться от планов расширения бизнеса в РФ и свернуть данное направление.

Рекомендация была сделана неофициально и не представителями федеральных властей США, но это неприятный звонок.

Американцы хотят расстроить сотрудничество российского и немецкого бизнесов и делают это в разных сферах. Начиная от «Северного потока – 2», заканчивая банковским направлением, двусторонней торговлей и взаимными инвестициями.

В данной истории используется не институт антироссийских санкций, а законодательство США по борьбе с отмыванием денег – якобы меры предосторожности, предпринимаемые Deutsche Bank в России недостаточны.

В Deutsche Bank данную историю не комментируют, но она создаст проблемы немецкой кредитной организации.

«Мнения американских правительственных органов и бизнес-регуляторов являются весомыми для германского бизнеса. Рынок сбыта в США для немецкой индустрии намного более емкий, чем российский рынок», - констатирует Камкин.

США остаются главным направлением товарного экспорта Германии: немцы направили за океан товаров на сумму в 133 млрд долларов. Импорт из США занимает третье место в немецкой торговле и составляет 81 млрд долларов.

Американское направление приносит немцам более 50 млрд долларов прибыли в год и является движителем экспортоориентированной германской экономики. Что касается торгово-экономического обмена с РФ, то здесь масштабы иные.

Российско-германский товарообмен составил в 2019 году 53 млрд долларов с положительным сальдо в пользу России.

Мы поставили немцам товаров на сумму в 28 млрд долларов, а немцы в Россию на 25,1 млрд долларов. Основой российского экспорта являются углеводороды, а немцы экспортировали машины и продукцию химической промышленности.

Крупнейшие немецкие компании продолжают сохранять российское направление, но делают это на перспективу восстановления отношений РФ и Запада. После геополитического раскола 2014 года и введения санкционного режима объемы торговли сильно уменьшились.

На это и делают ставку американцы, стараясь снизить двустороннее сотрудничество РФ и ФРГ до минимума.

«Угроза применения американских санкций к эспортноориентированным отраслям немецкой экономики является болезненной перспективой для ФРГ. Так что Штаты вполне могут поиграть на данном инструменте против Берлина», - резюмирует Камкин.

Перед нами первый звонок, за которым могут последовать другие законодательные и политические инструменты США.

«Администрация Трампа недавно решила ввести новые санкции против российских компаний, поэтому это не рядовая история. Что касается возможной позиции немцев, то если разговор идет не о стратегических проектах вроде «Северного потока – 2», то немцы обычно с пониманием относятся к таким рекомендациям американцев», - заключает Камкин.

В эпоху Трампа отношения ФРГ и США уменьшились, но американцы остаются главным торговым партнером Берлина.

«Не надо строить иллюзий, что Германия якобы занимает пророссийскую позицию. В данной истории конфликт вокруг цифр, а они говорят о ставке немцев на американцев. Были истории, где американо-немецкое сотрудничество было омрачено. Тот же «дизель-гейт», когда США ввели штрафы против «Фольксвагена», но в целом взаимодействие сохраняется», - констатирует Камкина.

Идеальной экономической моделью для Германии, как отмечает Камкин, является стабильное получение дешевых энергоресурсов из России и одинаково стабильный экспорт высокотехнологических товаров, но здесь мы для Берлина не на первом месте.

«В таком балансе немецкая экономика прекрасно себя чувствует, а если происходят дисбалансы в виде угроз США по штрафам или по санкциям, то Берлин либо идет на компромисс с Вашингтоном, либо ищет обходные пути», - резюмирует Камкин.

ФРГ рассчитывает на Байдена

Немецкие политики с воодушевлением восприняли победу Трампа над Байденом. Председатель комитета бундестага по внешней политике Норберт Рёттген теперь рассказывает о шансе на «новые американо-европейские отношения».

Рёттген сформировался как политик в восьмидесятые, ему не чужд идеологический пафос, и он является одним из знаковых персонажей правящего в ФРГ союза ХДС-ХСС. Политическая структура Меркель делает ставку на Байдена и надеется согласовать с новой американской администрацией порядок отношений с РФ, включая санкции и «Северный поток – 2».

«Тут есть несколько срезов. Во-первых, германо-российские отношений. Во-вторых, германо-американские, а в-третьих, российско-американские отношения. Байден воспринимается в ФРГ в качестве «Обамы 2.0». Немцы рассчитывают на отход американцев от трамповского изоляционизма к привычному глобализму», - заключает Камкин.

В такой системе лидируют США, но используют «мягкую силу» и договариваются с партнерами, но не факт, что «все будет как при бабушке».