TalCual (Венесуэла): Латинская Америка и её вечная внешняя зависимость

В 1823 году президент Джеймс Монро провозгласил лозунг «Америка для американцев» и заявил Конгрессу, что любое вторжение европейцев на континент должно рассматриваться как агрессия, требующая вмешательства США. С того времени отношения между США и Латинской Америкой были сложными и нестабильными. Поэтому после триумфа Байдена стоит задуматься, как новая администрация повлияет на внешнюю политику Латинской Америки и её позицию в мире.

США стали ключевой страной в политике латиноамериканских государств из-за прочных экономических связей, экспансионистских интересов, торговли и идеологии. Десятилетиями при принятии каких-либо решений было невозможно не считаться с мнением северного соседа. Однако спад гегемонии США и внутреннее напряжение последних выборов предоставляют Латинской Америке возможность наметить новый курс международной политики.

Сегодня США напоминают колосса на глиняных ногах, в то время как Китай неудержимо усиливается, а Россия становится союзником азиатского гиганта, чтобы восстановить свой статус глобального игрока. Военное присутствие США несомненно, но при этом растет экономическая, торговая и финансовая зависимость Латинской Америки от Китая. Россия, хотя и не может сравниться по уровню экономического развития ни с Китаем, ни с США, остается стратегическим партнером с политической точки зрения. Политические взгляды и геостратегические интересы многих латиноамериканских стран ближе к взглядам и интересам России, а не США.

Начался новый этап, и страны Латинской Америки уже не могут ориентировать свои стратегии только на США и вести переговоры только с ними. Вместо этого им нужно научиться создавать коалиции с разными стратегическими партнерами по конкретным вопросам, например, здравоохранение, природные ресурсы, окружающая среда или внешнее финансирование. Это способствует созданию более многополярного порядка, а Китай и Россия не упустят шанса распространить свою власть.

В период глубокого экономического, медицинского и, до определенного уровня, социального кризиса способности к адаптации и прогнозированию станут ключевыми для внешней политики Латинской Америки. Нынешний кризис поразил США как никогда раньше, ослабил их превосходство, а прямое столкновение демократов и республиканцев спровоцировало институциональный кризис. Всё это привело к тому, что единого мнения нет.

Однако мы не должны заблуждаться — традиционно мощная сила находится в упадке, но это совершенно не значит, что она потеряет свою особую важность. Система перестраивается, повестки и внешняя динамика весьма сложны, ведь игровое поле формируется заново.

Многим хотелось бы свести споры к простому вопросу: как будут развиваться отношения Латинской Америки и США при Байдене. Однако, по приведенным выше причинам, наиболее важная задача состоит в поиске новых возможностей, пока мощь североамериканского гиганта снижается. Во-первых, даже если риторика Байдена будет отличаться от риторики Трампа, Латинская Америка вполне может не быть его основным приоритетом. Во-вторых, Латинская Америка предсказуемо воспользуется ситуацией, чтобы разнообразить свои международные связи.

Вопрос усложняется инерцией, связывающей США и Латинскую Америку, а также структурной слабостью региона. К этому добавляется снижающаяся системная значимость и неспособность самостоятельно разрешить внутренние проблемы. Региональные альянсы не смогли затушить раздирающие континент конфликты. Зачастую над внутренней политикой нависают тени иностранных держав.

К примеру, Китай и Россия поддерживают правительство Мадуро. Франция настаивает на вмешательстве в управление Амазонией после прошлогодних пожаров и пытается играть активную роль в урегулировании процесса восстановления мира в Колумбии. Латинская Америка оказалась неспособна создать сильные эффективные внутренние альянсы и до сих пор демонстрирует значительную зависимость от третьих стран.

Изменения могут предоставить региону новые возможности. Однако только в том случае, если он сможет воспользоваться конкуренцией крупных держав, чтобы укрепить свой потенциал для ведения переговоров, найти баланс и обрести большую самостоятельность. Если же регион ограничится простой сменой зависимости от США на зависимость от связки Китай-Россия, в структурном плане мало что изменится.

Политическая и экономическая независимость должны стать целью латиноамериканской политики. На протяжении всей истории региона зависимость от крупных центров была константой, и, по крайней мере на краткий срок, она сохраняется и сегодня.