Дорогие их старики: За кого американцы заплатили больше - за Трампа или Байдена
Кто бы ни победил на нынешних выборах, Соединенные Штаты по-прежнему остаются олигархией, а в олигархии деньги решают все. Поэтому стоит посмотреть, откуда соответствующие кандидаты получали свои деньги в течение этого цикла.
Республиканская партия и все еще доминирующее корпоративное крыло Демократической партии это сегодня по-прежнему, как и всегда, в первую очередь слуги бизнес-класса и сверхбогатых людей. Но внутри этой крохотной, всемогущей части американской публики есть конкурирующие между собой фракции, которые к разногласиям между двумя партиями относятся очень серьезно. А ниже - тонкий слой мелких долларовых пожертвований, предоставленных кандидатам американцами из всех слоев общества, которые, по той или иной причине, достаточно воодушевлены тем или иным кандидатом или их соответствующей партией для того, чтобы отдать часть своего дохода, заработанного тяжелым трудом. Это дает нам возможное представление о природе привлекательности кандидата.
«Состязание» 2020 года может побить рекорды расходов на предвыборную кампанию - к тому времени, когда пыль уляжется, по прогнозам, будет выплачено 14 миллиардов долларов. Это более чем вдвое превышает расходы в предыдущей президентской гонке. Похоже, заражение политической сферы большими деньгами в обозримом будущем будет столь же широко распространенным и пагубным, как и прежде, - и стоит понять, откуда эти деньги происходят.
И у Дональда Трампа, и у Джо Байдена наблюдается здравое совпадение отраслевой поддержки в высших эшелонах корпоративных пожертвований: в отраслях FIRE (finance, insurance, and real estate - финансы, страхование и недвижимость), в секторе здравоохранения, в оборонной промышленности, а также среди юристах и лоббистах. Но эта щедрость не беспристрастна. По данным опросов, Байден находится на пути к, возможно, крупной победе, и корпоративные доноры, как правило, поддерживают предполагаемого победителя, причем Байден доминирует по взносам из различных секторов.
Ярчайший пример – финансовый сектор. На конец октября Байден имел более чем четырехкратное преимущество перед Трампом в пожертвованиях отрасли ценных бумаг и инвестиций, которая включает инвестиционные банки, частные инвестиционные компании, хедж-фонды и многое другое.
Байден заканчивает выборы с 74 миллионами долларов от Уолл-стрит в сравнении с 18 миллионов долларов Трампа. Это, по данным CNBC, затмевает рекордный сбор средств Бараком Обамой по сбору средств от этой отрасли в его двух кампаниях вместе взятых, но не дотягивает до 87 миллионов долларов Хиллари Клинтон, собранных в 2016 году. Недавно опубликованный в ходе кампании список «поставщиков пакетов», который больше, чем список Обамы за 2012 год, но значительно меньше, чем у Клинтон в 2016 году, насчитывает более тридцати руководителей, связанных с финансовыми фирмами. (Трамп свой список не опубликовал).
То же самое и в сфере здравоохранения. Байден был любимцем сферы здравоохранения со времен праймериз Демократической партии, вероятно, из-за его яростной и давней оппозиции программе «Medicare для всех» и в силу его стабильного лидерства в опросах на протяжении всего «состязания». И это продолжилось вплоть до всеобщих выборов.
Согласно анализу Business Insider, Байден превзошел Трампа по сборам среди руководителей фирм здравоохранения почти вдвое: 47 миллионов долларов к 21 миллиону. Байден собрал около 11 миллионов долларов от больниц и их сотрудников по сравнению с 4 миллионами долларов Трампа, и у него есть преимущество перед Трампом по всем элементам сектора здравоохранения - от хиропрактиков и (производителей/поставщиков – С.Д.) медицинских устройств до организаций медобслуживания и медработников. (За исключением стоматологов, пожертвования от которых Трампу несколько больше. Между тем, медсестры, по-прежнему, отдавали свои деньги покинувшему гонку в апреле Берни Сэндерсу больше, чем Трампу или Байдену.)
Одно особенно заметное отличие наблюдается в фармацевтической промышленности. Как и весь сектор, фармацевтика в этом году в подавляющем большинстве поддерживает Байдена; они перешли на финансовую поддержку демократов, изменив тенденцию 2018 и 2016 годов твердой поддержки республиканцев. Но есть нюанс: информагентство Reuters обнаружило, что в то время как сотрудники фармотрасли склоняются к Демпартии, поддерживая Байдена 4 к 1, руководители фирм поддерживают республиканцев 2 к 1.
Такой же «уклон» в пользу Байдена очевиден в нескольких других отраслях. Преимущество Байдена в сборе средств среди лоббистов составляет примерно 5 к 1, а среди юристов - еще более существенное, почти 10 к 1, вплоть до того, что даже юристы, работающие в фирмах, представляющих Трампа, своими деньгами отдают преимущество Байдену. То же самое и с оборонным сектором, в котором Байден имеет твердое преимущество перед Трампом. Это удивительно, учитывая четыре года щедрых подарков для военной промышленности от Трампа. Но, может быть, это объясняется лидерством Байдена в опросах.
Это общие для Байдена и Трампа отрасли. Но есть ряд секторов, которые на этих выборах почти исключительно поддерживают только одного из кандидатов.
Некоторые из главных спонсоров Байдена исходят из типичных либеральных взглядов. Его отрасль №1, далеко лидирующая с 256 миллионами долларов пожертвований на его кампанию, - демократические и либеральные организации. Это такие организации, как Priorities USA super PAC или Sixteen Thirty Fund, группа либеральных правозащитников, финансируемая профсоюзами и другими либеральными источниками.
Другие типично либеральные слои, поддерживающие Байдена, почти целиком включают некоммерческий сектор, феминистские группы, профсоюзы государственного сектора и экологические группы. За некоторыми исключениями, эти либеральные «отрасли» вносят существенно меньший вклад, чем здравоохранение, отрасль FIRE или юридические фирмы.
Одним из таких исключений является абсолютно либеральная и очень хорошо обеспеченная индустрия развлечений, на которую можно рассчитывать в том, что она поддержит любого кандидата в президенты на всеобщих выборах с буквой «D» рядом с его именем, и которая имеет несколько спонсоров-миллиардеров, жертвующих Байдену. Среди них Руперт Мердок, Джордж Лукас, Стивен Спилберг, магнат от Power Rangers Хаим Сабан, а также автор Half-Life Гейб Ньюэлл. То же относится к сектору образования. Более 90 процентов пожертвований этого сектора на сумму 150 миллионов долларов в этом цикле было направлено демократам, и 85 процентов президентских пожертвований - Байдену.
Другое важное исключение - технологический сектор. Кремниевая долина долгое время была тесно связана с Демпартией не только с точки зрения финансирования и политических взглядов, но и с точки зрения персонала. Некоторые видные крупные руководители технологических компаний фактически уволились, чтобы работать на Байдена. Руководители сектора были основными сборщиками средств для Байдена, а технологические миллиардеры и миллионеры, несомненно, подстрекаемые враждебной риторикой со стороны Трампа и республиканцев, с 2016 года увеличили свои пожертвования демократам. По одной из оценок, «технологии» дали Байдену 43,5 миллиона долларов в конце октября по сравнению с 5,7 млн долларов для Трампа. Alphabet (Google), Microsoft, Amazon, Apple и Facebook вошли в первую десятку доноров Байдена.
Но у Трампа тоже есть избранные отрасли. Одна из них - казино и индустрия азартных игр. Отрасль выделила более 38 миллионов долларов на поддержку Трампа, причем большая часть средств пошла внешним группам, поддерживающим президента. На самом деле, эта сумма почти полностью поступает от Las Vegas Sands - компании, принадлежащей мегадонору Республиканской партии и ультра-произраильскому ястребу Шелдону Адельсону, который, по оценкам, в этом избирательном цикле в общей сложности потратил около 250 миллионов долларов на избрание Трампа и других республиканцев. Часть этих денег пошла группам так называемых «темных денег», поэтому их невозможно отследить.
Еще одна отрасль – (добыча, транспортировка, переработка и сбыт – С.Д.) ископаемого топлива. В ведущих отраслях-донорах Байдена эту отрасль не найти, вероятно, из-за опасений отрасли по поводу того, какой именно будет климатическая программа Байдена в случае его победы. Но нефть и газ являются восьмой по величине отраслью Трампа, принося Трампу и связанным с ним внешним группам 13 миллионов долларов и меньше одного миллиона долларов - в поддержку Байдена. Эта ситуация, полностью противоположная той, что была в 2016 году, когда Хиллари Клинтон превзошла Трампа по пожертвованиям от энергетического сектора и почти сравнялась с ним по взносам нефтегазовых компаний.
Однако все изменилось, когда гонка достигла апогея. Появились «климатические доноры», которые пытались компенсировать денежное преимущество Трампа, достигнутого за счет поступлений от сектора ископаемого топлива. Это сверхбогатые либералы, обеспокоенные климатической катастрофой – такие, как миллиардер Том Стейер и актриса Джулия Луи-Дрейфус – которые побудили компании из сектора ископаемого топлива увеличить их пожертвования как демократам в целом , в частности.
Столь же показательными являются демографические профили соответствующих донорских баз Байдена и Трампа.
В New York Times недавно было опубликовано наиболее подробное и поучительное исследование, в котором анализировались данные о сборе средств и распределении доходов и которое представляет картину того, кто дает деньги обоим. The Times обнаружила, что среди «самых богатых почтовых индексов» страны - то есть, в местностях, где медианный доход семьи составляет 100 000 долларов и выше, - Байден легко превзошел Трампа, «заработав» 486 миллионов долларов против 167 миллионов долларов президента. Это перекликается со сделанными ранее в этом году выводами Business Insider о том, что в семи «самых богатых почтовых индексах» страны у Байдена доноров было больше, чем у Трампа. Исключение составили два «индекса» во Флориде - Палм-Бич, «домашняя база» Мар-а-Лаго, и остров Фишер Айлэнд, самый богатый почтовый индекс в Америке с медианным доходом в 2,2 миллиона долларов.
Преимущество Байдена в местностях с более образованным населением было еще более очевидным. Там, где, по крайней мере, 65 процентов жителей окончили колледж, Байден получил 478 миллионов долларов против 104 миллионов долларов у Трампа - соотношение более чем 4 к 1.
Поразительно, но для Трампа это означает и обратное. Несмотря на то, что на посту президента он преследует откровенно плутократическую повестку дня, раздавая щедрые подарки сверхбогатым и корпоративному сектору и одновременно применяя политику жесткой экономии в отношении рабочего класса США, небольшое преимущество Трампа в сборе средств на самом деле относится к исчезающему среднему классу.
Байден по-прежнему опережает Трампа на 16 миллионов долларов в местностях со медианным семейным доходом ниже 100 000 долларов. Но спуститесь вниз по лестнице, исключив районы, в которых медиана находится в диапазоне от 75 000 до 100 000 долларов, и у Трампа вы обнаружите явное преимущество по сбору средств перед Байденом, хотя Times не оценила это преимущество количественно. (Ни один из кандидатов не получил почти ничего в районах, где медианный семейный доход составляет 25 000 долларов и меньше.) Между тем, Трамп имеет твердое преимущество на 39 миллионов долларов над Байденом в районах, где менее 65% жителей окончили колледж.
Частично это объясняется поддержкой Трампа со стороны владельцев малого бизнеса. Это же может свидетельствовать о том, что большая часть донорской базы Берни Сэндерса, состоящей в подавляющем большинстве из рабочего класса после его выбытия из гонки не поддержала ни одного из двух кандидатов.
Но это также согласуется с опросом, показывающим, что Трамп лучше, чем в 2016 году, «справляется» с чернокожими и латиноамериканскими избирателями. У чернокожих и латиноамериканцев меньше шансов получить высшее образование, чем у белых американцев, а их медианный семейный доход составляет 50 000 и 40 000 долларов соответственно. С другой стороны, это говорит о том, что имеется та часть белых избирателей из рабочего класса, которые не покинули Трампа, несмотря на политику, которую он проводил последние четыре года. В этом намек на то, что Трамп по-прежнему популярен среди рядовых членов профсоюзов. Свет на это окончательно прольют результаты выборов.
Как показывает недавний анализ Bloomberg, у нас есть еще лучшее представление о типах доноров, которые тяготели к каждому кандидату. Байден привлек межклассовую коалицию рабочего класса, высокообразованных специалистов и владельцев капитала. Наибольшее количество спонсоров Байдена сосредоточено среди учителей, юристов, инженеров, специалистов по продажам и медсестер. Он также получил большую поддержку со стороны таких работников, как менеджеры, бухгалтеры, доктора, профессора и консультанты. Меньшую поддержку он получил от библиотекарей, ученых и писателей, архитекторов, кассиров, музыкантов, генеральных директоров и других руководителей.
Между тем, наиболее лояльными к Трампу избирателями, похоже, являются домохозяйки, инвалиды и, в меньшей степени, представители множества рабочих профессий - механики, электрики, маляры, сварщики и т. д. Возможно, неудивительно, что он также пользуется поддержкой владельцев бизнеса, брокеров, полицейских и пожарных.
В какой-то степени Трамп и Байден раскололи рабочую коалицию Сэндерса (времен праймериз. В то время как некоторые профессии были перехвачены Байденом - включая профессоров, библиотекарей, учителей и социальных работников, - другие профессии ушли к Трампу, например, дальнобойщики, водители, строительные рабочие, фермеры и полицейские.
Однако важно рассматривать это в контексте гонки, в которой беспрецедентно высокий общий объем небольших пожертвований - 2,8 миллиарда долларов - все еще составляет лишь одну пятую от общей суммы собранных денег.
Многие из этих движущих сил также проявились в битве кандидатов за деньги миллиардеров - еще одной области, где доминировал Байден. По состоянию на конец гонки Байден пользуется поддержкой 150 миллиардеров (на сумму 569 миллионов долларов) против 108 у Трампа (250 миллионов долларов).
Как и в случае с остальными пожертвованиями, эта категория сильно разделена по отраслевому и географическому признакам. Преимущество Байдена в значительной степени связано с большинством в сфере технологий (21 к 3), финансов (32 к 20), СМИ, развлечений и моды (20 к 6, считая Майкла Блумберга) и сосредоточено в Нью-Йорке и Калифорнии. Гораздо меньшее количество миллиардеров приходится на Массачусетс, Иллинойс и Пенсильванию.
Трамп, между тем, доминирует среди миллиардеров из секторов энергетики, производства, казино и спорта, а также ряда других отраслей. Как и в случае с его более широким профилем донора, его покровители-миллиардеры сосредоточены в основном в Нью-Йорке, Флориде, Техасе, а также на Западе, Среднем Западе и Юге.
Несмотря на то, что среди класса миллиардеров доминирует Байден, тем не менее, именно Трамп имеет самого щедрого спонсора-миллиардера в лице Адельсона. Обязательство Блумберга выделить 100 миллионов долларов на избрание Байдена во Флориде и внесение по 15 миллионов долларов в Огайо и Техасе далеко от той суммы (превысившей 1 миллиард долларов, которую он потратил на свои собственные усилия заблокировать кандидатуру Сэндерса. То же самое и со Стейером, который помогал Байдену собирать средства. Но это далеко не те 200 миллионов долларов, которые он потратил на свою кампанию во время праймериз.
Каждое президентство представляет собой рой конкурирующих интересов - финансовых, политических, личных и других. В той мере, в какой денежная гонка 2020 года дает нам возможность заглянуть в будущее, она может дать нам некоторое представление о напряженности и конфликтах, через которые Трампу или Байдену придется пройти или, возможно, уступить. Если заглянуть в будущее, то это может даже намекнуть на политический расклад в будущем за гранью следующих четырех лет.
Автор: Бранко Марчетич - Branko Marcetic – корреспондент журнала Jacobin (Якобинец). Как указывается на сайте журнала, это – «ведущий голос левых в Америке, предлагающий социалистические взгляды на политику, экономику и культуру. Печатный журнал выходит ежеквартально и набирает 60 000 подписчиков в дополнение к более чем 2 000 000 человек веб-аудитории в месяц. Марчетич живет в г. Торонто (Канада).
Перевод Сергея Духанова.
Публикуется с разрешения издателя.
* National Public Radio — крупнейшая некоммерческая организация, которая собирает и затем распространяет новости с 797 радиостанций США. Финансируется за счёт пожертвований слушателей.