Войти в почту

Москва должна извлечь выгоду из отношения Байдена к Турции

Избранием президентом США Джозефа Байдена вносит заметные коррективы в отношения Анкары и Вашингтона. Ведь новый глава Белого дома уже вряд ли будет мириться с выходками Эрдогана, как это делал Трамп. А это значит, что условия сотрудничества с американцами станут на порядок менее выгодными для турок, грех для Москвы этим не воспользоваться.

Москва должна извлечь выгоду из отношения Байдена к Турции
© Деловая газета "Взгляд"

Президент Турции Р.Т. Эрдоган запоздало, но поздравил во вторник Д. Байдена с избранием на пост президент США.

«Желаю, чтобы результаты выборов увенчались успехом и для дружеского, союзного нам американского народа», – говорится в официальном заявлении, размещенном на ресурсе администрации президента республики.

В тексте поздравления также содержатся слова, отсылающие воспоминания обоих политиков ко временам вице-президентства Байдена при Бараке Обаме. Видимо, тем самым турецкий лидер прозрачно намекнул, что роль «хорошего полицейского», которую тогда играл демократ, будет весьма востребована и предпочтительна в не самых простых отношениях стран.

«Как мы неоднократно отмечали с Вами в ходе наших встреч в годы вице-президентства, отношения между Турцией и США носят стратегический характер, стоят на прочной основе», – увещевает Эрдоган.

Казалось бы, прошло не так много лет, как вице-президент Д. Байден в срочном порядке нанес визит президенту Эрдогану вскоре после попытки госпереворота в июле 2016 года. Тогда, напомню, перспектива разрыва отношений явно маячила на горизонте. Ведь турецкие спецслужбы установили, что мозговой центр переворота располагался на авиабазе «Акынджи» (теперь «Мюртед»), находящейся в совместном пользовании с США.

В общем, в те августовские дни 2016 года именно Вашингтон в лице Байдена старался осторожно подбирать слова. Времена, разумеется, меняются, что хорошо понимают в Анкаре: не зря же демократический Конгресс был все эти четыре года даже при Трампе и его относительно лояльной туркам администрации, главным раздражителем и головной болью для двусторонних отношений.

Тем не менее, по традиции, турецкая сторона решила «пойти с козырей», дав понять будущей демократической администрации, что это у них, у турок, много своих претензий по части сотрудничества с США. На всякий случай они обозначили свои условия взаимодействия, руководствуясь принципом «Лучшая защита – нападение».

Так, после официального объявления результатов президентских выборов в США, вице-президент Турции Фуад Октай сделал заявление по этому поводу. Дежурно-формальная часть его заявления сводилась к готовности Анкары сотрудничать с новой администрацией Соединенных Штатов.

«В США прошел очень интересный избирательный процесс, но, с точки зрения Турции, ничего не меняется. Каналы связи будут работать одинаково. Конечно, это будет переходный процесс», – цитирует турецкого чиновника ТАСС. В тоже время нашлось место и содержательной части, в которой недвусмысленно, уже не дежурно, были обозначены ключевые болевые точки двусторонних отношений.

Если конкретнее, турецкий вице-президент понадеялся на то, что новый президент США откажется от «сотрудничества с террористическими организациями и односторонних подходов» в Сирии, Ираке, Ливии и Восточном Средиземноморье. Более того, Октай уточнил, что в 2016 году в Турции была попытка переворота, и «тот, кто это сделал, сейчас находится в Америке».

Другими словами, турецкий чиновник как бы процедил сквозь зубы: «Мы готовы работать с Байденом и его демократами, но….». И как бы эти «но», и прочие оговорки не превысили критическую массу. В конце концов, американцы сами любители разного рода предусловий и оговорок. Кстати, большая часть из них всегда (для антуража) носила идеологический или «демократический» подтекст. Идеология – это как раз то, на что, простите, было «плевать» Трампу, но далеко «не плевать» Байдену.

Хотя дело не только в самом избранном президенте. При прочих равных, займи новый глава Белого дома умеренно-выжидательную позицию, «бросив мяч на сторону турок» – в рядах его администрации, с высокой долей вероятности, найдутся те, кто захотят в очередной раз «наказать Турцию» за отход от союзнических обязательств, за ее отступничество от «буквы и духа» этого «стратегического сотрудничества». Поскольку для демократов оно всегда предполагало безусловную политическую лояльность и предсказуемость «опекаемых».

«Если Байден победит на этих выборах, ему потребуется некоторое время, но в конце концов мы увидим более нормальный бюрократический процесс в США по сравнению с тем, что происходило с Трампом. Он вернется к стандартному процессу согласования политики между различными ведомствами… Они будут принимать решения коллективно и в более устойчивом и предсказуемом ключе…», – предполагал накануне выборов профессор Дартмутского колледжа, научный сотрудник Лаборатории анализа международных процессов МГИМО Уильям Уолфорт.

Это согласование политики в рамках межведомственного диалога означает сдачу американо-турецкого партнерства на откуп бюрократии. Последняя же ненавидит Турцию, и далеко не только за то, что некогда подконтрольная им Партия Справедливости и Развития (тур. АКР) Эрдогана полностью зачистила политическую «поляну», «выкорчевав» людей США из всех сфер республики. Это, как говорится, еще полбеды. Анкара посмела дать сигнал всем международным игрокам (в том числе России) что с ней можно выстраивать равноправный диалог, при котором Турция будет руководствоваться, прежде всего, своими национальными интересами.

Не говоря уже о том, что Эрдоган «посмел» дать месседж исламским и тюркским странам во всем мире, смысл которого можно передать так: «Равняйтесь на нас и мы вас защитим, если понадобится, даже от США». Эксперт американского Совета по международным делам (Council on Foreign Relations), востоковед Стивен Кук писал еще в ноябре 2018 в своем докладе о Турции с символическим заголовком – «И не друг, и не враг», что политика президента Р.Т. Эрдогана в корне противоречит принципам американского общества. Более того, он акцентировал внимание на том, что и сама Турция уже стала страной, которая не изменит свою международную и внутреннюю политику в обозримой перспективе только потому, что так хочется Вашингтону.

Многое ли изменилось с 2018 года в восприятии американской прессы и аналитических центров, к которым всерьез прислушиваются государственные ведомства США? В начале ноября известный востоковедческий «мозговой центр» Al Monitor, базирующийся в Вашингтоне и обслуживающий с 2011 года интересы демократов, дал оценку Турции и ее политике (замечу, даже не Эрдогану) в категориях «эгоистический случайный партнер», «не союзник» и так далее.

Впрочем, как верно подмечает американский аналитический центр, Турция и ее пресса сама не осталась в долгу перед демократами, начав накануне выборов кампанию против Байдена на все лады. «Эти теплые отношения между двумя лидерами (Трамп и Эрдоган), похоже, скоро закончатся», – пророчат американцы. Тем более, что турецкая сторона, несмотря на все предостережения военного ведомства США и спецслужб, все же провела испытания ракетного комплекса ЗРК С-400 «Триумф». А ведь только действующий глава Белого дома Дональд Трамп мог существенно ограничить секционное давление Вашингтона, – обращают внимание аналитики США. В конце концов, не зря в Стамбуле до сих пор стоят «Башни Трампа» – напоминание об интересах его бизнес-империи в Турции.

Для Москвы же символично, что именно российское направление турецкой политики, выраженное в испытаниях «Триумфов», может оказаться под главным ударом демократических «ястребов». «Если победит Байден, он сделает все возможное, чтобы оторвать Турцию от России. Вообще для Байдена Иран и Россия – это главные мишени. Между тем новый президент США однозначно сосредоточит усилия на том, чтобы вернуть Анкару в лоно НАТО», – убежден в своем комментарии для Взгляда турецкий эксперт по Евразии и России, преподаватель исторического отделения факультета гуманитарных наук Университета им. Йылдырыма Беязита Салих Йылмаз.

При любом раскладе последнее, что нужно делать Москве в этой ситуации – обольщаться или упиваться бесперспективностью турецко-американских отношений. Ведь на сегодняшний момент у нас есть все шансы и региональные инструменты от Ливии и Сирии до Карабаха, которыми можно и нужно воспользоваться для грамотного обозначения и защиты российских интересов. А это потребует формирование новых международные механизмов по решению кризисов с привлечением региональных игроков – Турции и Ирана. Взаимозависимость создаст страховку на будущее.