Войти в почту

Байден готовит России новую санкционную дубину?

Если большинству россиян все равно, кто победит на американских выборах, то наша экономика вполне может ощутить на себе разницу между претендентами на кресло в Овальном кабинете. Если с Трампом все более или менее ясно, то с Байденом такой определенности нет, хотя понятно, что его победа на выборах 3 ноября вряд ли ознаменуется миром на геополитическом фронте, а это может, так или иначе, коснуться и социально-экономического самочувствия россиян.

Байден готовит России новую санкционную дубину?
© Iamik.ru

Чем же чревата для российской экономики победа Джо Байдена? Оставит ли он в силе все введенные при Трампе санкции, уже нанесшие немалый вред нашей стране? Судя по последним заявлениям Байдена, считающего Россию «главной угрозой для США», давление на Москву при нем только усилится.

- Русские заплатят цену, и это будет высокая цена для их экономики, — уже пригрозил «сонный Джо».

Учитывая, что костяк команды Байдена составляют нацеленные на ужесточение отношений с Россией люди Обамы, это не пустая угроза, и Байден всерьез настроен использовать против Москвы «тяжелую санкционную дубину».

Что же может измениться при нем в санкционной политике США, и как это скажется на нашей экономике?

Взяв под контроль обе палаты Конгресса, демократы легко проведут лежащие «под сукном» уже третий год законопроекты о новых санкциях против России, что означает введение новых ограничительных мер в отношении российских банков. Причина – вмешательство Москвы в выборы-2016, но поводом для санкций могут стать и обвинения России и во вмешательстве в выборы-2020. Добавим к этому возможные санкции «за отравление Навального», - судя по всему, эта спецоперация и была затеяна, чтобы получить повод для введения новых мер против Москвы.

Правда, нет худа без добра. Например, желание Байдена улучшить отношения с Евросоюзом может благотворно повлиять на реализацию проекта «СП-2». В этом проекте участвуют крупные европейские компании, имеющие немалое влияние на политиков в своих странах, и Байден вряд ли захочет окончательно расплеваться с Европой только из-за намерения американских газовых королей потеснить Россию на рынке энергоносителей.

Есть надежда и на то, что Байден, обещающий вернуть Штаты в ВТО, откуда Трамп фактически увел США в 2016 году, может отменить и «антикитайское» решение Трампа, скажем, о повышении тарифов на алюминий и сталь. Наверняка, это порадует владельцев российского «Норникеля», которые смогут в таком случае поставлять металл в США, не тратясь на драконовские пошлины.

А вот и без того слабенькие торговые отношения между США и Россией могут совсем одряхлеть. Если до введения санкций в 2014 году торговый оборот между нашими странами достигал 30 миллиардов долларов, то в прошлом году он едва перевалил за черту 26 миллиардов долларов. И пусть по статистике США – шестой по величине торговый партнер России, с 4-процентной долей от суммарного товароборота, но Вашингтон не рассматривает эти торговые отношения как критически важные для себя, а потому легко может свернуть и без того хилую торговлю с Москвой. Возможно, при этом Байден оставит без изменения такие значимые для Штатов сферы, как поставка в США российских цветных металлов, палладия, титана, ядерного топлива, нефтепродуктов и ракетных двигателей РД-180. Но и здесь аналитики предсказывают «ужимание». Надежды на то, что американцы не обойдутся без нас, скажем, в аэрокосмической отрасли, тоже нет. Если последние десять лет NASA подвозило своих астронавтов на МКС с помощью кораблей «Роскосмоса», то сейчас ситуация может измениться, - напомним, что в мае Илон Маск успешно запустил в Космос свой первый частный пилотируемый корабль, способный в перспективе заменить российскую доставку на МКС.

Под санкции может попасть и торговля услугами, - а прошлогодний российско-американский оборот в этой сфере превышал 8 миллиардов долларов, - и при введении санкций пострадают, прежде всего, российские компании, зависящие от инвестиций таких гигантов, как, например, «McDonald's» или «Coca-Cola». Для США это сравнительно небольшие суммы, а вот для российского потребительского сектора они могут оказаться критически важными, особенно в условиях «долгоиграющей» пандемии.

Неизбежно пострадает от ужесточения санкций и наш финансовый рынок, - например, если команда Байдена добьется запрета на покупку американскими инвесторами российских ценных бумаг. На деле это будет означать не только резкий отток из России западных портфельных инвестиций, но и скажется на рейтинге России как надежного финансового партнера. Тогда «по цепочке» может начаться и общий отток иностранных капиталов из многих сфер «токсичной» российской экономики, а американские и европейские компании начнут сворачивать свой бизнес в нашей «рискованной» стране.

Чем ответит Россия? Опираясь на закон об ответных санкциях, подписанный Путиным в 2018 году, Москва может ограничить экспортно-импортные отношения с Западом, или

вовсе запретить российскому бизнесу участвовать в совместных проектах с западными компаниями. Можно, конечно, еще и вести ограничения на экспорт редкоземельных металлов из России, запретить ввоз продукции западной фармацевтики, или не выдавать разрешений на вывоз титана в США. Но это будет больше похоже на выстрел в собственную ногу: американцы легко найдут другие источники сырья, а вот что будут делать российские диабетики или сердечники без западных препаратов, - кто знает? А кто ответит, как будет чувствовать себя IT-сектор, вынужденный вариться в собственном соку?

Остается надеяться лишь на то, что в команде Байдена найдутся разумные люди, понимающие, что у санкционной политики тоже есть предел. Это уже поняли в администрации Трампа: на днях помощник президента по национальной безопасности Роберт О’Брайен прямо заявил, что лимит ограничительных мер против Москвы и Пекина практически исчерпан, и у Вашингтона остается все меньше инструментов давления на своих главных геополитических конкурентов. А раз нельзя больше «воевать» - придется сотрудничать.