Войти в почту

Президент Турции настаивает, чтобы Эммануэль Макрон проверил свое психическое здоровье

«Мы не откажемся от карикатур и рисунков, и, даже если другие отступят, мы дадим все возможности, которые республика обязана дать своей молодежи, без какой-либо дискриминации», — заявил президент Франции во время церемонии прощания с учителем Самюэлем Пати, который был обезглавлен исламским экстремистом из-за того, что показал ученикам восьмого класса карикатуры на пророка Мухаммеда во время урока, посвященного свободе выражения мнений.

Президент Турции настаивает, чтобы Эммануэль Макрон проверил свое психическое здоровье
© BFM.RU

Именно эти слова вызвали первую яростную реакцию Реджепа Эрдогана во время митинга его сторонников. Но причина раздражения турецкого лидера гораздо глубже, считает директор Института стратегического планирования и прогнозирования Александр Гусев.

Александр Гусев директор Института стратегического планирования и прогнозирования «Эрдоган ведет абсолютно самостоятельную политику в отношении ЕС, США. Предыстория всего этого вопроса лежит в отказе лидеров европейских стран в отношении Турции во вступлении в ЕС. Эрдоган основную часть пунктов выполнил, но ни о каком вступлении речь не пошла. Бывший президент Франции господин Олланд заявил, что Турция никогда не станет членом ЕС. В последнее время Эрдоган фактически спустил всех собак на лидеров европейских стран. Были заявления и в отношении США. Конечно, отношения будут развиваться сейчас по ниспадающей».

История с карикатурами — это всего лишь неприятная деталь на фоне разногласий, которые долгое время нарастают между двумя странами. И дело не только в роли, которую Турция сейчас играет в обострении в Нагорном Карабахе. Во Франции проживает около 800 тысяч армян — это вторая по численности диаспора после России. Это не может не играть определенной роли в отношениях между странами.

Но есть и более серьезная причина — споры по поводу средиземноморского шельфа между Турцией, Грецией и Кипром из-за предполагаемых там больших запасов газа, и некоторые другие, считает старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Виктор Надеин-Раевский.

Виктор Надеин-Раевский старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН «Расхождения там достаточно приличные. Это не только Нагорный Карабах. Франция категорически против турецкого поведения в Средиземном море. Я не говорю уже про вмешательство в Ливии, где Франция аплодисменты тоже не раздавала турецкому лидеру. Напомню, что Сирия — бывшая подмандатная территория Франции. Именно при французах турки захватили тот участок, который называется провинцией Хатай, бывшая Александретта. Базовые разногласия я перечислил, а спусковым крючком, видимо, явилось это наглое для европейского понимания поведение турецкого президента».

Не дает расслабиться Эрдоган и другим своим союзникам по НАТО. «Соединенные Штаты не знают, с кем имеют дело. Вы сказали отправить С-400 обратно в Россию. Но мы не племенное государство, мы Турция», — заявил турецкий президент на том же митинге, на котором усомнился в психическом здоровье французского президента. Это был его ответ американскому Госдепу, который заявил, что США осуждают испытания в Турции приобретенной у России системы ПВО.

Тем временем после обмена выпадами между Макроном и Эрдоганом множатся призывы к бойкоту французской продукции в соцсетях ближневосточных стран под хэштегом #boycottfranceproducts. Но то, насколько это происходит спонтанно, — большой вопрос. Все-таки Турция — это Турция, а у арабских стран к ней исторически настороженное отношение. И тем более к Османской империи, ностальгию по которой неприкрыто сейчас выражает Эрдоган.