Первая после Байдена: Камала Харрис получила шанс стать президентом США
Первая после Байдена: Камала Харрис получила шанс стать президентом США
По мере приближения выборов в США шансы сенатора от Калифорнии и кандидата в вице-президенты от Демократической партии Камалы Харрис занять одну из высших политических должностей возрастают. Более того, 55-летней женщине афроамериканского и индийского происхождения в перспективе предрекают и нечто большее – а именно кресло главы Белого дома. Такое предположение высказывал и нынешний американский лидер Дональд Трамп. Так кто же такая Камала Харрис и почему именно ее видят на этом посту?
Фото: ru.wikipedia.org
Корни сыграли злую шутку
Родители Камалы Харрис – уроженка Индии Шамала Гопалан и иммигрант с Ямайки Дональд Харрис – познакомились в 1960-х годах в аспирантуре Калифорнийского университета в городе Беркли. Ее мать была доктором-эндокринологом, изучавшим способы борьбы с раком груди, а отец преподавал в нескольких университетах, работал экономическим советником в разных странах (в том числе в родной Ямайке).
В молодости они оба были активистами движения за гражданские права и постоянно принимали участие в митингах и демонстрациях. Часто свидетелем протестных акций становилась и маленькая Камала. Родители брали с собой на протестные акции дочь, пока та была еще в коляске. Именно поэтому сама Харрис утверждала, что ее политическая деятельность началась, когда она была ребенком. Этот факт она часто упоминала в ходе предвыборной кампании.
Когда Камале было семь лет, родители развелись. Матери пришлось в одиночку воспитывать и ее, и младшую сестру Майю. Харрис рассказывала, что Гопалан часто приходилось работать сутками, чтобы содержать семью.
«Мама упаковывала ланчи до того, как мы с сестрой просыпались, и оплачивала счета, когда мы уже спали, — вспоминала 55-летняя сенатор. – Успевая при этом помогать нам с домашней работой за кухонным столом и водить в церковь на занятия в хоре. Она делала вид, что ей просто, но это не было так».
В детстве Камала посещала и индуистский храм, и баптистскую церковь, где собирались афроамериканцы.
Во время дебатов кандидатов на пост вице-президента Харрис отметила, что именно ее мать, которая в 2009 году скончалась от рака толстой кишки, вдохновила ее поступить на государственную службу.
«Я знаю, что сама мысль о том, что я буду сидеть здесь прямо сейчас, заставит ее гордиться, и она, должно быть, смотрит на это сверху», – говорила политик.
По словам Харрис, ее и сестру Майю растили так, чтобы они чувствовали себя «гордыми черными женщинами», но и никогда не забывали о своих индийских корнях: «Она научила нас ставить семью превыше всего — семью, в которой ты родился и семью, которую ты выбрал».
Между тем именно происхождение Харрис стало предметом бурных обсуждений на американской политической сцене и даже поводом для различных конспирологических теорий. Некоторые специалисты по конституционному праву США заявляли, что она вообще не имеет права избираться на пост вице-президента страны.
Все дело в том, что в Конституции Соединенных Штатов сказано, что кандидат в президенты и вице-президенты должны быть «урожденными гражданами США» и постоянно проживать на территории страны не менее 14 лет подряд.
К 1964 году, когда родилась Камала, ни один из ее родителей не имел американского паспорта. Однако сама Харрис родилась в Окленде (Калифорния).
При этом ряд экспертов в области права полагают, что в словосочетании «рожденный под американской юрисдикцией» речь идет вовсе не о географическом месте рождения человека, а как раз о происхождение его родителей. Соответственно, если мать и отец не принадлежали к юрисдикции США, то и их дочь не является «урожденной американкой».
Столкновение с Джо
Семья Харрис жила в небогатом, преимущественно афроамериканском районе. Однако в конце 60-х в Калифорнии объявили о программе «интеграции», предполагающей совместное обучению чернокожих и белых американских школьников. В одну из таких школ попала и Харрис.
Обсуждение этой темы стало одним из наиболее запоминающихся моментов первых дебатов потенциальных кандидатов в президенты от Демократической партии в 2019 году. Тогда Камала Харрис и Джо Байден впервые столкнулись лицом к лицу.
Сенатор от Калифорнии подвергла жесткой критике бывшего вице-президента за его политику в 1970-х годах. Упрек в адрес Джо Байдена заключался в том, что он выступал против программы так называемых «десегрегационных перевозкок» чернокожих школьников на автобусах в учебные заведения, находившихся в престижных районах с преимущественно белым населением.
Харрис, которая сама была участницей этой программы, заявила, что в дальнейшем это помогло ей в успешной карьере.
«Если бы в тот момент я была сенатором, мы придерживались бы совершенно разных позиций», – сказала она Байдену.
В ответ бывший вице-президент подчеркнул, что выступал не против добровольных перевозок по инициативе местных властей, а лишь против федерального требования.
«Я выступал не против перевозок в Америке, а против обязательных перевозок по указанию министерства образования», – сказал он.
(Не)безупречная карьера
Закончив школу, Камала получила диплом бакалавра по политологии и экономике в университете Говард, в Вашингтоне, который входит в число так называемых «исторических колледжей для чернокожих», а затем защитила магистерскую диссертацию по юриспруденции в Калифорнийском университете в Беркли.
В 1989 году Харрис она начала карьеру в окружной прокуратуре округа Аламеда (Калифорния). Молодой сотруднице получили вести дела, связанные с сексуальными преступлениями.
Однако начало ее карьеры вряд ли можно назвать абсолютно безупречным. В 1994 г. Камала начала отношения с тогдашним спикером законодательного собрания штата Калифорния, афроамериканцем Вилли Брауном-младшим. Помимо того, что 60-летний политик был старше Харрис на 30 лет, формально он все еще состоял в браке, хотя давно не жил с супругой.
При этом девушка никогда не стеснялась этих отношений. Более того, она не скрывала, что Браун активно участвует в ее становлении в профессиональном плане.
И не обманула. Именно благодаря ему у Камалы произошел первый серьезный карьерный скачок, когда она была назначена членом комиссии штата по делам безработных. Позже все тот же Браун продвинул ее в комиссию по делам медицины. Эти должности приносили ей в дополнение к прокурорской зарплате еще 80 тысяч долларов в год.
Однако долгой истории любви не случилось. Пара рассталась примерно через год – вскоре после того, как Браун был назначен мэром Сан-Франциско. Позже сам политик заявлял, что Харрис спала с ним ради продвижения по службе.
Перейдя на работу в офис окружного прокурора Сан-Франциско, Камала сосредоточилась на борьбе с подростковой проституцией. Она изменила подход правоохранительных органов: девушек стали рассматривать не как преступниц, занимающихся незаконным делом, а как жертв, отмечает Politico. Так что задержанных часто вместо тюрьмы отправляли в реабилитационные центры.
В начале 2000-х Харрис решила баллотироваться на пост окружного прокурора Сан-Франциско – и победила во втором туре, получив 56,5% голосов избирателей. Она стала первой чернокожей женщиной, занявшей подобный пост в Калифорнии.
Когда семь лет спустя Харрис была избрана генеральным прокурором Калифорнии, она преодолела еще больше барьеров, став первой женщиной, первой афроамериканкой и первой индианкой, взявшей на себя эту роль. В настоящее время она работает в Сенате США, что делает ее также и первой афроамериканкой, представляющей Калифорнию в Палате представителей.
«Момала»
В 2014 г. Харрис вышла замуж за адвоката Дуга Эмхоффа. Церемонию бракосочетания проводила ее сестра Майя. На свадьбе постарались соблюсти традиции обеих семей.
«В соответствии с нашим индийским и еврейским наследием, я надела цветочную гирлянду на шею Дуга, и он наступил на стакан», – вспоминала Харрис в своих мемуарах.
Познакомила супругов их общая подруга. Она пришла с мужем к Эмхоффу на консультацию по вопросу интеллектуальной собственности. Увидев адвоката она поняла, что он будет отличной парой Харрис.
В то время Камале было под пятьдесят. Она никогда не была замужем. Как она объясняла в автобиографии, «из-за интенсивной работы просто не оставалось времени на свидания».
Эмхофф в свою очередь разведен. От предыдущего брака у него есть двое детей, которые называют Харрис «Момала», что в переводе с идиша, означает «маленькая мама».
Когда Джо выбрал Харрис
Не так давно граждан США спросили – верят ли они в то, что Джо Байден, которому идет 78-й год, в случае победы на выборах останется на своем посту до первого срока. Большинство респондентов заявили, что такой исход кажется им маловероятным. В подобной ситуации вице-президент становится «скрытым президентом» и в случае вынужденной отставки действующего американского лидера возглавляет страну без всяких выборов.
О том, что в случае победы не блещущего здоровьем Байдена Харрис может занять пост лидера страны уже через месяц, заявил ранее и нынешний глава Белого дома Дональд Трамп.
«Джо не продержится и двух месяцев на посту президента. Таково мое мнение», – сообщил Fox News после дебатов вице-президента Трамп.
При этом Байден и Харрис действительно способны создать прекрасный дуэт. Во-первых, Камала – человек властолюбивый, амбициозный с довольно быстро меняющимися принципами, что не так уж и плохо в современной мире, а тем более в политике.
Во-вторых, она темнокожая женщина, способная привлечь на сторону Байдена женский и афроамериканский электорат. Очевидно, что, выбирая себе такого партнера, 77-летний политик больше надеялся на то, что ему удастся получить побольше голосов тех, кого так воодушевили активисты Black Lives Matter.
Пока Харрис, очевидно, надеется стать первой женщиной-афроамериканкой на высшем государственном посту – в дополнение к историческому выдвижению Хиллари Клинтон от Демократической партии в 2016 году в президенты, Джеральдин Ферраро в 1984 (второму номеру в дуэте с кандидатом от Демпартии Уолтером Мондейлом) и Саре Пэйлин, которая баллотировалась вместе с республиканцем Джоном Маккейном в 2008 году. Все три женщины потерпели поражение.
Однако, если верить опросам общественного мнения, у Харрис есть все шансы прервать эту полосу неудач.
Похоже, в такой сценарий верит и сам Байден. Неслучайно, его команда стремилась подчеркнуть исторический характер выдвижения Харрис по мере приближения выборов. В день дебатов вице-президента кампания политика выпустила рекламу под названием «Mirrors» («Зеркала»), в которой молодая афроамериканка смотрела репортаж о выдвижении Камалы. В конце видеоролика девушка выходит на сцену и уверенно произносит: «Наше время пришло».
Помимо этого, Байден уже дал понять, что считает Харрис будущим Демократической партии. Кандидат в президенты даже назвал себя «мостом», который поможет поднять «целое поколение лидеров».
Эти комментарии также усилили слухи о том, что Камала может стать первой чернокожей женщиной-президентом страны. Однако независимо от будущего титула, ее достижения уже сумели вдохновить женщин, стремящихся к более высокому месту в жизни. Они уверены, что каждый разрушенный Харрис барьер, будет открывать следующую дверь и для них.
Сама кандидат в вице-президенты уже высказывала подобное мнение в прошлом. В 2009 году, когда Харрис баллотировалась на пост генерального прокурора Калифорнии, репортер спросил, каков ее девиз. Она ответила словами своей матери: «Ты можешь быть первой, но убедись, что ты не последняя».