Зачем Еревану разжигать религиозную вражду в Карабахе?
Конфликт Армении и Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха нельзя воспринимать как противостояние мусульманского и христианского миров, это является весьма стереотипным подходом, считает автор сетевого СМИ «NEWS.RU» Игорь Никифоров. В материале издания отмечается, что в рамках попыток втянуть Россию в конфликт Ереван начал разыгрывать религиозную карту, напирая на репутацию Москвы как защитницы христианских ценностей.
Как сообщалось в новостях, на прошлой неделе снаряды попали в собор Святого Христа Всеспасителя в Шуши, знаковому месту для Армянской апостольской церкви, которое находится на оккупированной Арменией территории, если исходить из четырех резолюций ООН. Ереван обвинил Баку в обстреле, что вместе с заявлениями о суннитских боевиках сирийской оппозиции на стороне Азербайджана, впрочем, не имеющих доказательств, выглядело поиском религиозной основы в конфликте.
На самом деле, доказать намеренность азербайджанского удара по храму в Шуши сложно, церковь находится в зоне боевых действий и попадания могут быть. Баку в ответ отмечает, что и Ереван обстреливает оперативно-тактическими ракетными комплексами города в глубине Азербайджана, Гянджу, Тертер и Мингячевир, что приводит к жертвам среди населения. Такие действия провоцируют Баку на обстрел территории Армении с вытекающими основаниями для Еревана о помощи от России в рамках ОДКБ. Впрочем, в Кремле сохраняют нейтралитет в данной непростой ситуации, призывая обе стороны к режиму прекращения огня и переговорам. Вот Армения и подключает «фактор веры», преподнося конфликт как противостояние христиан и мусульманского союза Азербайджана и Турции. Иногда конфликт представляют и борьбой суннитской Турции против шиитского Ирана, как бы абсурдно это ни звучало для специалистов. Авторитетный российский исламовед Алексей Малашенко посоветовал автору идеи о противостоянии в карабахском конфликте шиитов и суннитов «побольше читать умных книжек».
Религиозный фактор – как всегда очень сложный. К примеру, отношения Армянской православной церкви, как монофизитской, и РПЦ довольно противоречивы. Монофизиты, как известно, не признают Вселенские Соборы, начиная с IV-го Халкидонского, в отличие от Православной церкви. Армянская церковь признает единую, а не двойственную, божественную и человеческую, природу Христа, в чем принципиальное противоречие с православием. Доктор богословия протоиерей Олег Давыденков признавал, что «догматический диалог» с армянами в тупике.
Азербайджан считается светским государством, хотя более 90% его жителей идентифицируют себя как мусульмане. Но в Баку толерантно относятся ко всем конфессиям, в 1998 году была реконструирована Бакинско-Прикаспийская епархия Русской православной церкви, которая плодотворно взаимодействует с властями, в том числе в области восстановления и реставрации храмов. Пресс-секретарь Бакинской и Азербайджанской епархии Русской православной церкви протоиерей Константин Поминов назвал атаки на мирные населённые пункты в Азербайджане «злодеянием» и «актами терроризма», особенно заострив внимание на обстреле похоронной процессии в Тертере, в результате которой погибли мирные жители. Константин Поминов также отметил, что армянская сторона «кричит» об обстреле храма в Шуши, но обходит вниманием тот факт, что на территории Азербайджана стоят армянские храмы, отремонтированные на деньги правительства.
Кстати, нет в Азербайджане и антисемитизма. После развала СССР иудеям были возвращены здания, где ранее располагались синагоги. А когда в 2001 году два еврейских кладбища в Баку подверглись вандализму, азербайджанское правительство тщательно расследовало инцидент и выделило средства на восстановление объектов. Еврейское сообщество тесно взаимодействует с правительством в области заботы о беженцах из Нагорного Карабаха.
Таким образом, религиозная карта в данной ситуации ничем не поможет Армении, а лишь усложнит переговоры. Очевидно, что решать вопрос Карабаха нужно, опираясь на международное право, а не пропагандистские установки. Достаточно вспомнить, что министр иностранных дел РФ Сергей Лавров призвал обе стороны отказаться от конфронтационной риторики, убивающей перспективы мирного урегулирования. Вопрос веры – это игра с огнем, отталкивающий посредников и способный значительно ухудшить и без того тяжелую ситуацию в регионе.