Дефицит бюджетов еврозоны стал угрозой европейской интеграции
Резкий рост госдолга в странах-членах еврозоны усилит проблемы европейской интеграции, считает ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин.
Дефицит бюджетов еврозоны достиг почти 1 трлн евро
Издание The Financial Times сообщает, что совокупный дефицит бюджетов 19 стран-членов еврозоны в 2020 году приблизится к 1 трлн евро. Причиной такой ситуации являются крупные расходы государств на преодоление кризиса, вызванного пандемией COVID-19.
В еврозону входят 19 государств ЕС. Еще четыре страны используют евро по договоренности с Брюсселем, а две без договоренности, но они не входят ни в еврозону, ни в ЕС. 8 стран-членов ЕС продолжают использовать национальные валюты.
Ведущие европейские экономики пользуются евро, а из западных членов ЕС только Дания и Швеция имеют в обороне кроны.
Точная цифра предполагаемого дефицита еврозоны за 2020 год равняется 976 млрд евро, что составит 8,9% от европейского ВВП. Данный показатель будет в 10 раз выше, чем годом ранее, и в 10 раз выше базового прогноза Еврокомиссии на 2020 год.
Достаточно сказать, что Брюссель ранее требовал от своих членов бюджетного дефицита не более 3% от ВВП.
Проблема 2020 годом не ограничится – в 2021 году дефицит стран-членов еврозоны составит 700 млрд евро или 6% ВВП ЕС. Незапланированные потери еврозоны за два года «коронакризиса» составят колоссальную сумму, но этим проблема не заканчивается.
У Брюсселя на дотациях висят Польша, Чехия, Болгария, Румыния, Венгрия и Хорватия, которые не входят в еврозону. У них также возрос дефицит, и он будет закрываться с помощью лидеров Евросоюза.
Бюджетный дефицит ЕС меньше, чем дефицит в США, который в Вашингтоне раздули до 3 трлн долларов, но все равно – это огромная сумма, которую можно покрыть только за счет госдолга ведущих экономик стран-членов еврозоны.
«Коронавирус» привел к увеличению расходов в ЕС и к общему замедлению процессов в европейской экономике, но это вряд ли изменит политику Брюсселя. В своем нынешнем виде Евросоюз является не экономическим объединением, а политическим, поэтому тон в антикризисной политике продолжит задавать политическая воля», - констатирует Камкин.
Ведущие страны ЕС заплатят за отстающих
После развала Соцлагеря Евросоюз из экономического объединения превратился в политический инструмент, где политика доминирует над экономикой. У ЕС нет и никогда не было экономического интереса к странам Восточной Европы, если не брать в расчет несколько исключений, но это не помешало Брюсселю регулярно проводить расширения на восток.
Данные геополитические шаги добавили нагрузки европейскому бюджету и сделали из Евросоюза объединение, куда входят страны, обладающие разными уровнями жизни и экономического развития. Восточноевропейцы также выиграли не так много от интеграционного процесса, заплатив за евро и возможность работать в западных странах реальными экономическими перспективами.
Разве что в «коронакризис» по их счетам придется заплатить государствам Западной Европы.
«Я не вижу оснований и предпосылок для кардинального изменения подхода. Бремя долга действительно попытаются возложить на более развитые экономики Германии и Франции. Нельзя исключать усиления проблем экономик второго эшелона, которые серьезно пострадали от последствий пандемии. Это Италия, Испания и та же Греция», - резюмирует Камкин.
Можно спрогнозировать определенное недовольство стран-доноров, но даже такая отрицательная динамика не изменит расклад сил в ЕС.
«Перед нами та реальность, в которой Евросоюз живет не первый год. Европейская экономика, как и в целом западная, построена на долге. Там это считают нормальным, поэтому речь идет только о приемлемости цифр», - заключает Камкин.
Европейцы не откажутся от долговой политики и попытаются выйти из ситуации с помощью имеющихся у них инструментов.
«Ситуация в ЕС продолжит развиваться по обозначенному в Лиссабонском договоре вектору. Возможно, на этом пути возникнут задержки, потому что на решение интеграционных задач не найдется нужных денег», - констатирует Камкин.
Данное обстоятельство приблизит реализацию проекта Меркель по «Европе разных скоростей», на основании которого будет осуществляться разная наполняемость бюджетов европейских лидеров и отстающих государств.
«Бюджетные тенденции означают риски, но не изменят систему, хотя евроскептики будут использовать в своей риторике тему Brexit. Общая протестность в Евросоюзе увеличится, причем как в центре, так и на периферии», - резюмирует Камкин.
Масштаб незапланированных затрат впечатляет, но Евросоюз привык жить с госдолгом и за счет него поддерживать уровень жизни. Разговор тут идет о приемлемом уровне государственного долга, а не о самом его факте.
Угрозой является вторая волна коронавируса
Канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что экономика Германии не выдержит второго локдауна, а если его не выдержит Берлин, то не выдержит весь Евросоюз, поэтому коронавирус внесет новые коррективы в создавшуюся ситуацию.
«Ко второй волне COVID-19 европейская экономика подходит более подготовленной. Гораздо лучше стала диагностика, а врачи знают, с чем они борются. Только в Евросоюзе идет рост заболеваемости и появились проблемные страны, включая Италию. Будет ли новое закрытие экономики – сложно сказать, но Меркель играет против этого», - заключает Камкин.
Меркель подала сигнал европейским чиновникам, которые выпустили огромное количество ограничивающих директив.